Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Авторлар

  • G. S. Tursungozhinova Государственный университет имени Шакарима
  • Zh. M. Naurzbaeva Государственный университет имени Шакарима
        123 204

Кілттік сөздер:

творчество, способности, мышление, развивающие игры, креативность, психолого-педагогические основы, интеллект, достижения, продукты творческой деятельности

Аннотация

В данной статье рассматривается развитие креативных способностей учащихся, которое осу- ществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Для выявления особенностей творческой деятельности учащихся нами были рассмотрены различные аспекты данного понятия, представ- ленные в философской, психолого-педагогической литературе. В русле первого направления изучение креативности происходит в тесной связи с исследова- нием когнитивных процессов. В первую очередь, исследователями этого направления рассматри- вается вопрос о соотнесенности креативности с уровнем интеллекта как проблема взаимосвязи создания нового с приобретением и применением уже выработанных знаний и умений. Высокие показатели креативности отнюдь не гарантируют творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий, демонстрирует су- щественный рост креативности, а также появление и усиление таких качеств личности, как неза- висимость, открытость новому опыту, высокая потребность к творчеству. Мы рассматриваем игру в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве. В млад- шем школьном возрасте она начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заме- няется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятель- ности, в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взве- шиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Изучение психолого-педагогической литературы дало основание сделать вывод, что, хотя проблема организации развития творческого мышления детей в педагогической и психологической теории до сих пор не нашла единого решения, практи- чески все исследователи единодушны в том, что в практике обучения целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников необходима и должна носить системный характер. Современная система образования, развиваясь, учитывает быстрые темпы и условия изменя- ющегося общества и государства. Поэтому многие педагоги уделяют особое внимание развитию творческих способностей детей. Одним из интересных примеров решения задачи развития творче- ских способностей обучающихся можно назвать опыт работы учреждений дополнительного обра- зования. Учреждения дополнительного образования ведут активную работу по решению проблем сохранения и активной поддержки у детей и молодёжи мотивации к познавательной и творческой деятельности на протяжении всего многолетнего и непрерывного периода занятий в объединени- ях, кружках, клубах, секциях и т. д. В работе так же рассматривается то, что для развития твор- ческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действи- тельность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственно- го воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся.

Библиографиялық сілтемелер

1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985. – 42 с.
2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. – 96 с.
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника. – М., 1984. – 284 с.
4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972. – 424 с.
5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. – 1995. – № 1. – С. 29-39.
6. Давыдова Г.А. Интеллектуальная активность как проблема творчества // Вопросы философии. 1985. – № 5. – С. 157- 159.
7. Шаронин Ю.В. Технология развития творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе. // Образование и рынок. №2. – 1997. – С. 43-48.
8. Матюшкин a.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1985. – С. 17-28.
9. Куликова Л.В. Коллективная игра в воспитательной системе школы: дис. канд. пед. наук. – М., 1999. – 181 с.
10. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. – Т. 12. – №1. – 1991. – С. 3-12.
11. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
13. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.
14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика 1995. № 1. С. 29-39.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 92 с.
16. Сазонова В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. – №2. – С. 14-32.



1. Gal’perin P.ya. Metody obushenia i umstvennogo razvitia rebenka. – М., 1985. – 42 s.
2. talyzina N.F. Formirovanie poznavatel’noi deyatel’nosti ushashixsya. – М., 1983. – 96 s.
3. amonashvili sh.a. vospitatel’naya i obrazovatel’naya funkcya ocenki usheniya shkol’nika. – М., 1984. – 284 s.
4. Davydov v.v. vidy obobsheniya v obushenii. – М., 1972. – 424 s.
5. Davydov v.v. О ponyatii razvivaiushego obusheniya // Pedagogika. – 1995. – № 1. – s. 29-39.
6. Davydova G.a. intelektual’naya aktivnost’ kak problema tvorshestva // voprosy filosofii. – 1985. – № 5. – s. 157-159.
7. sharonin yU. v. texnologiya razvitiya tvorsheskogo potenciala lishnosti v ushebno-vospitatel’nom processe. // obrazovanie i rynok. – №2. – 1997, – s. 43-48.
8. Matyushkin a.M. Problemy situacii v myshlenii i obushenii. – М.: Pedagogika, 1985. – s. 17-28.
9. Kulikov l.v. Kollektivnaya igra v vospitatel’noi sisteme shkoly: Dis. kand. ped. nauk. – М., 1999. – 181 s.
10. Ponomarev ya.a. issledovanie tvorsheskogo potenciala sheloveka // Psixologisheskii zhurnal. – t. 12. – №1. – 1991. – s. 3-12.
11. Ponomarev ya.a. Psixologiya tvorshestva i pedagogika. – М.: Pedagogika, 1976. – 280 s.
12. lerner i.ya. Didaktisheskie osnovy metodov obusheniya. – М.: Pedagogoka. 1981.
13. Kruteckii v.a. osnovy pedagogisheskoi psixologii. – v. – 1972
14. Davydov v.v. О ponyatii razvivaiushego obusheniya / Pedagogika. – 1995. – № 1. – s. 29-39.
15. vygotskii l.s. voobrazhenie i tvorshestvo v detskom vozraste. – М., 1991. – 92s.
16. sazanov v.P. vospitanie na osnove potrebnostei sheloveka.// Pedagogika. – 1993. – №2. – s. 14-32.

Жүктелулер

Жарияланды

2014-12-28

Как цитировать

Tursungozhinova, G. S., & Naurzbaeva, Z. M. (2014). Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 51(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/464