Образовательные стратегии студентов в высших учебных заведениях
Аннотация
Изучение общей образовательной стратегии студентов позволяет повысить эффективность всей системы обучения. Такие исследования облегчают организацию учебного процесса для студентов, дают возможность молодому поколению быстрее адаптироваться к рынку труда. На сегодняшний день в отечественной науке чувствуется недостаточность таких исследований, а это в свою очередь сказывается на систмеме высшего образования в Казахстане. Ограниченность информации об образовательных стратегиях казахстанских студентов будит интерес к проведению целостного исследования этой проблемы. В статье дается анализ эмпирического исследования, возможностей молодежи в сфере образования, показываются системные проблемы высших учебных заведений Казахстана, формирование конкретных организационных решений, а также направления в решении данных проблем. Целью статьи является показать образовательные стратегии посредством определения мотивов учащейся молодежи при выборе образования. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование студентов в высших учебных заведениях Казахстана. Сбор данных был проведен с декабря по март 2015 года, с примененим квотной выборки (800 студентов). Анкетирование было проведено в крупных университетах (ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, КазНУ имени Аль-Фараби, КНИТУ имени К.И. Сатпаева, КарГУ имени Е.А. Букетова) в трех крупных городах Казахстана (Астана, Алматы, Караганда). Эти города имеют огромный потенциал для многотысячной молодежи в достижении их целей. Помимо столичной учащейся молодежи в анкетировании приняли участие студенты государственного университета Караганды, авторитетного благодаря своим научным традициям, исследовательским школам, занимающего третье место в рейтинге высших учебных заведений Казахстана. Данные результаты количественного иследования были обработаны в компьютерной программе SPSS и проанализированы. Теоретическая и практическая важность статьи заключается в выработанных положениях, способствующих дальнейшему развитию и обогащению данных в области социлогии науки, социлогии образования, образовательных и научных программ, образовательных концепций. Авторы в результате исследования статьи показывают типы, характеризующиеся разными мотивами и результативностью каждой социальной группы молодежи, а так же влияние комплекса факторов разного уровня образовательных стратегий.
Ключевые слова: образовательные стратегии, студенческая молодежь, высшее образование, мотивация.