Современные методы диагностики нарушений сенсомоторного развития детей дошкольного возраста
Ключевые слова:
диагностика сенсомоторного развития, нейропсихология, телесно-ориентированная терапия, сенсорная интеграция, кинезиология, нарушение развития.Аннотация
Статья посвящена обзору современных методов диагностики нарушений сенсомоторного развития детей дошкольного возраста. В статье авторы описывают специфику современных подходов телесноориентированной терапии при работе с детьми. При этом, нарушения сенсорного и сенсомоторного развития детей анализируются в контексте их взаимосвязи с психическим развитием. В частности, предметом изучения стали такие направления практической работы, как: нейропсихология, сенсорная интеграция, кинезиология, телесно-ориентированная терапия. В настоящее время, по мнению многих исследователей, именно данные направления являются наиболее успешными и востребованными в практической работе. Если еще недавно, в отечественной диагностике и коррекционной психотерапии акцент ставился на исследование собственно когнитивныхспособностей, чаще всего ориентированных на преодоление трудностей освоения академическими навыками и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слуховой и речевой памяти, счетных операций, письма, чтения. В то время, как методы диагностики двигательной сферы и телесно-ориентированные психотехники использовались отдельно, в основном с целью коррекции моторно-двигательной сферы. Сегодня же, во всем мире осуществляется переход к комплексной диагностике и реабилитации, а также системному развитию всех уровней психической деятельности ребенка, начиная от психофизиологических основ и заканчивая уровнем произвольной регуляции поведения. В основе рассматриваемых в статье подходов лежит положение о том, что сенсорное, моторнодвигательное и психическое развитие человека неразрывно связаны друг с другом. Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными навыками. Таким образом, комплексный подход, включающий в себя как работу с телесной организацией ребенка и учитывающий особенности развития сенсорной сферы, обеспечивает более эффективный результат, поскольку позволяет более полно охватывать основные сферы развития: сенсорную, моторно-двигательную, речевую, эмоциональную, социально-коммуникативную, что позитивно влияет на общее развитие личности ребенка.
Библиографические ссылки
1 Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза - М.: Генезис, 2007. - 474 с.
2 Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: ACADEMA, 2002. - 160 с.
3 Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. -М.: Аркти, 2008. -60 с.
4 Айрес Дж. Э. Ребенок и сенсорная интеграция. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
5 Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
6 Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации. - СПб.: Редактор, 2012. - 396 с.
7 Ефимов О.И., Ефимова В.Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. - М.: Диля, 2016. - 288 с.
8 Деннисон П.И., Деннисон Е.И. Образовательная кинестетика для детей: базовое пособие по образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: пер. с англ. - М.: Восхождение, 1998. - 85 с.
9 Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002,- 288 с.
10 Еаничева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В.Еаничева. -М.: Книголюб, 2004. - 144 с.
11 Хризман Т.П. Движения ребенка и электрическая активность мозга. - М.: Педагогика, 1973. - 189 с.
12 РайхВ. Анализличности. -М.: Ювента, 1999. -333 с.
References
1 Semenovich AV (2007) Neuropsychological correction at children’s age. Method of replacement ontogenesis: Education guidance. Genesis,Moscow, Russia. (In Russian)
2 Semenovich AV (2002) Neuropsychological diagnostics and correction at children’s age. ACADEMA, Moscow, Russia.(In Russian)
3 Sirotyuk AL (2008) Exercises for psychomotor development of preschool children: Practical benefit. Arkti, Moscow, Rus- sia.(In Russian)
4 Ayres AJ, Robbins J (2005) Sensory Integration and the Child: Understanding Hidden Sensory Challenges. WPS, Los Angeles, USA. ISBN: 978-087424-437-3
5 Kisling U(2013) Sensory Integration in the dialogue: Understanding the Child. Taschenbuch,Dortmund, Germany. ISBN: 9783808007075
6 Kranowitz CS (2006) The Out-of-Sync Child: Recognizing and Coping with Sensory Processing Disorder.TarcherPerigee, USA. ISBN: 978-0399531651
7 Yefimov OI, Yefimova VL (2016) Pedagogic changing a brain. Dialogues of the neurologist and logopedist about develop¬ment of children. Dilya,Moscow, Russia. (In Russian)
8 Dennison PE, Dennison G (1987) Edu-K for kids: the basic manual on educational kinesiology for parents & teachers of kids of all ages!: Edu-Kinesthetics Inc. ISBN: 978-0942143010
9. TkhostovASh(2002) Corporality psychology. Meaning, Moscow, Russia.(In Russian)
10. Ganicheva, IV (2004) The corporal oriented approaches to the psychocorrectional and developing work with children (5-7 years) l IVGanicheva. Bibliophile, Moscow, Russia.(In Russian)
11. Hrizman TP (1973) Movements of the child and electric activity of a brain. Pedagogy, Moscow, Russia.(In Russian)
12. Reich W. (1990) Character analysis. Farrar,Straus and Giroux, New York, USA. ISBN: 978-0-374-50980-8