Социально-психологическая работа по гуманизации процесса межличностного взаимодействия

Авторы

  • E. P. Lee Университет «Туран»
  • A. U. Yeskendirova Университет «Туран»
  • G. S. Kudebayeva Университет «Туран»
        45 28

Ключевые слова:

гуманизация, психологические механизмы, межличностное взаимодействие.

Аннотация

Гуманизация межличностного взаимодействия – актуальная социально-психологическая и педагогическая проблема, исследование которой предполагает интегративный подход к гуманиза- ции жизнедеятельности ребенка. Для нас особый интерес представляет генезис психологических механизмов включения детей в изучаемый процесс, обеспечивающий гуманность межличностного взаимодействия ее субъектов. Специфика реализации изучаемых психологических механизмов, на наш взгляд, определяется понятием «гуманизация» и выбором соответствующих психолого-педагогических условий включе- ния детей в подростковом возрасте в процесс межличностного взаимодействия в социуме, а также предполагаемыми результатами их личностного развития. Нам представляется, что генезис психо- логических механизмов определяется изменениями социальной ситуации развития детей на раз- ных возрастных этапах. На наш взгляд, разные подходы к определению механизмов могут быть систематизированы  в двух основных вариантах, которые охватывают практически все известные трактовки содержа- ния исследований психологических механизмов. Мы считаем возможным один из вариантов ус- ловно назвать «деятельностным», так как определение содержания и структуры психологического механизма, программы его изучения осуществляется на основе выявления факторов, влияющих на успешность (результативность) и способы (особенности) выполнения человеком деятельности. Основными методами исследования в рамках данного подхода являются объективные тесты, пси- хологический эксперимент и социометрические опросы. Другой вариант подхода к исследованию психологических механизмов мы условно назвали «личностным». Определение содержания и структуры психологических механизмов осуществляется на основе изучения и описания личност- ных качеств, поведения и деятельности учащегося в различных социальных ситуациях, а также све- дений, сообщаемых испытуемым о себе в различных личностных опросниках и анкетах. Эмпирическое исследование даст возможность выделить социально-психологические и педа- гогические условия, в которых механизм гуманизации межличностного взаимодействия обеспечит эффективность процесса самоактуализации личности подростка.

Библиографические ссылки

1. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие / под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: ИКЦ
«Академкнига», 2003. – 332 с.
2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 326 с.
3. Психологические условия и механизмы воспитания подростков / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1983. – 267 с.
4. Проблемы психологии современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1982. – 160 с.
5. remschmidt h. remschmidt h., schmidt M. Developmental psychopathology. – lewiston (N.y.) etc: hogrefe & huber, cop. 1992. – 172 p.
6. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.



1. lishin o.v. Pedagogicheskaya psihologiya vospitaniya: uchebnoe posobie / pod. red. D.i. Feldshteyna. – M.: iKC
«akademkniga», 2003. -332 s.
2. sidorenko e.v. Metody matematicheskoy obrabotki vospitaniya podrostkov. – sPb.: ООО «rech’», 2002. – 326 s.
3. Psihologicheskie usloviya i mekhanizmy vospitaniya podrostkov / pod. red. D.i. Feldshteyna. – М., 1983. – 267 s.
4. Problemy psihologii sovremennogo podrostka / pod red. D.i. Feldshteyna – М., 1982. – 160 s.
5. remschmidt h. remschmidt h., schmidt M. Developmental psychopathology. – lewiston (N.y.) etc: hogrefe & huber, cop. 1992. – 172 p.
6. smirnova e.o. Detskaya psihologiya. – sPb.:Piter, 2009. – 304 s.

Загрузки

Опубликован

2014-12-28

Как цитировать

Lee, E. P., Yeskendirova, A. U., & Kudebayeva, G. S. (2014). Социально-психологическая работа по гуманизации процесса межличностного взаимодействия. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 51(4). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/458