Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта у студентов с соотношением двух сигнальных систем
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS202593202Аннотация
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта у студентов с соотношением сигнальных систем, цель которой заключалась в выявлении наличия взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и компонентами первой и второй сигнальных систем. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которая включала в себя 340 респондентов (241 девушек и 99 юношей), с разных направлений профессионального обучения. В соответствии с целью исследования были использованы следующие методики: Опросник Эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина, Опросник диагностики соотношений двух сигнальных систем Б.Р. Кадырова. В результате корреляционного анализа по критерию Спирмена между шкалами сигнальных систем и компонентами эмоционального интеллекта была обнаружена взаимосвязь. При этом если саморегуляция, аналитическое мышление, воля и самооценка положительно связаны с проявлениями эмоционального интеллекта, то выраженность таких качеств как эмоциональность, воображение и тревожность являются негативными последствиями низкого уровня эмоционального интеллекта. Было выявлено, что вторая сигнальная система в большей степени связана с компонентами эмоционального интеллекта, что обуславливается работой нервной системы и связанной с ним психической деятельностью, и влияет на проявление эмоционального интеллекта у личности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, нервная система, психическая деятельность.