Психологическое благополучие, самоэффективность и культурные ценности: предикторы субъективной спортивной производительности
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS202592105Аннотация
В связи с активной культивацией спортивных достижений, связанной с повышением престижа на международной арене Казахстана, характеризующего себя как страну с достойными чемпионами, отмечается растущий интерес к психологическим аспектам спортивной деятельности в академической среде. Актуальность исследования продиктована отсутствием комплексных исследований, учитывающих одновременно психологические, культурные и личностные факторы в контексте студенческого спорта. Существующие исследования часто рассматривают психологические факторы изолированно, без учёта их взаимного влияния, кроме того, недостаточно изучено влияние культурных ценностей на спортивную деятельность студентов, а также отсутствует целостное понимание взаимосвязи между самодиагностируемыми показателями и субъективной оценкой спортивных достижений. Учитывая вышеизложенный пробел, цель настоящего исследования – выявить влияние самодиагностируемых уровней психологического благополучия, уверенности в своих способностях и восприятия культурных ценностей на субъективную оценку своей спортивной деятельности среди студентов-атлетов. В работе с привлечением 237-ми третьекурсников Академии физической культуры и массового спорта города Астаны, применяли следующий инструментарий: психологическое благополучие указанных студентов измеряли посредством опросника SAWBF, самоэффективность определяли с помощью инструмента PSES, культурные ценности рассматривали при помощи измерительной модели VBN, субъективную спортивную производительность исчисляли при помощи спортивной субшкалы опросника PSPP. Было выдвинуто 6 гипотез о взаимосвязях, которые подвергались проверке с помощью регрессии по методу наименьших квадратов и анализа модераторов в макросе PROCESS. Установлено, что психологическое благополучие и культурные ценности являются важными предикторами субъективной спортивной производительности; при этом культурные ценности играют роль модератора, влияя на взаимосвязь между психологическим благополучием и субъективной спортивной производительностью. Зарегистрировано отсутствие значимого прямого эффекта самоэффективности, которое может указывать на необходимость дальнейшего исследования этой переменной с учётом других факторов. Подчёркивается возможность использования полученных результатов для разработки программ психологической поддержки студентов-спортсменов, создание рекомендаций по повышению эффективности спортивной деятельности, а также разработка методик спортивной самодиагностики.
Ключевые слова: студенты-атлеты, спортсмены, субъективная спортивная производительность, самоэффективность, психологическое благополучие, культурные ценности.