Психологическое соотношение логики учащихся и умений рассуждать в контексте критического мышления

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v91.i4.4
        225 98

Аннотация

В данной статье на материале изучения теоретико-методологических основ рассмотрена одна из актуальных на сегодняшний день проблема психологического соотношения логики учащихся и умения рассуждать в контексте критического мышления. На основе анализа философской, психолого-педагогической научной литературы авторами дано определение понятиям - «мышление», «критическое мышление», «логика», «умения рассуждать», «психологические соотношения логики учащихся и умения рассуждать в контексте критического мышления».

В ходе исследования на основе выявленных методологических подходов как синергетического, мотивационного, когнитивного осмысления была разработана структура психологического соотношения логики и умений рассуждать учащихся в контексте критического мышления, определена готовность к критическому размышлению личности, подвергая текст пониманию, изменению, проверке и доказательству мысли, когнитивным навыкам и умениям рассуждать, мышлению и общению, приведенным в формате логического решения и тождеств,  изображена интегрированная схема понятий, данных в исследовании.

Авторы статьи отмечают, что выявленные теоретико-методологические основы исследования привели к определенным результатам опытно-экспериментальной работы посредством диагностирования уровня психологического соотношения логики учащихся и умений рассуждать, когда применяемые методики позволяют повысить уровни аргументирования и рассуждения, интегрируя стремление учащихся к успешному получению знаний. Такие результаты содействуют принятию оптимальных решений, регулированию своих действий и поведению в процессе вступления в общение, которые находят отражение в самовыражении,  аргументации, анализе и самосовершенствовании.

Ключевые слова: критическое мышление, логика, рассуждение квалификация, психологическое соотношение, когнитивные навыки, аргументация, анализ, логическое решение.

Биографии авторов

Ж. Молбасынова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

(автор-корреспондент) – докторант, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: zhuma.maratovna@mail.ru

Ю. Гелишли, Университет Гази, Анкара, Турция

доктор социологических наук, профессор университета Гази, Анкара, Турция, e-mail: ygelisli@gmail.com

М. Мурзагулова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

старший преподаватель кафедры педагогики и образовательного менеджмента, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: miraulan70@gmail.com

У. Жамирова, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, Тараз, Казахстан

кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета им.М.Х. Дулати, Тараз, Казахстан, e-mail: zhamirova_1978@mail.ru

A. Даникеева, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, Тараз, Казахстан

PhD, доцент Таразского регионального университета им.М.Х. Дулати, Тараз, Казахстан,  e-mail: danikeeva.a@icloud.com    

Загрузки

Как цитировать

Молбасынова Z., Гелишли Y., Мурзагулова, М. ., Жамирова U. ., & Даникеева A. . (2024). Психологическое соотношение логики учащихся и умений рассуждать в контексте критического мышления. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 91(4), 35–46. https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v91.i4.4