ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v89.i2.01Аннотация
Проблема определения психологических аспектов информационно-управленческих знаний современного руководителя структурного подразделения университета в условия цифровизации образования, соответствующих современным требованиям, оказывается в центре внимания ученых. Авторами статьи предпринимается попытка обобщить теоретический арсенал в сфере информационной экспертности управленцев современного вуза, базовые психолого-педагогические критерии и условия развития данных навыков. Компарирование подходов в анализе информационных навыков и умений позволило выявить существующие тренды в менеджменте казахстанского высшего образования. Исследование, проведенное авторами, позволит внести вклад в теорию и практику психологии управления менеджера современного университета, дополнит новыми психолого-педагогическими знаниями содержание системы повышения квалификации преподавателей вузов. В статье информационная экспертность рассматривается как: навыки поиска информации; способность работать информационными ресурсами и структурировать их в необходимую форму для успешного решения управленческих задач, организовать цифровой документооборот.
Проблема определения психологических аспектов информационно-управленческих знаний современного руководителя структурного подразделения университета, соответствующих современным требованиям, оказывается в центре внимания ученых и практиков-менеджеров.
Цель исследования заключается в выявлении основных направлений формирования информационных знаний у руководителей, а также в изучении психологических механизмов, влияющих на успешность этого процесса. Методология включает в себя анализ психологических теорий и эксперимента, направленные на выявление ключевых факторов, влияющих на усвоение информации руководителями. В исследовании приняли участие 43 руководителя структурных подразделения университета. Структура информационной компетентности представляет собой конструкцию из трех компонентов: когнитивной, мотивационно-ценностной и операционально-деятельностной. Менеджеры были разделены с учетом единства этих компонентов. на три группы: с высоким, средним и низким уровнем информационной компетентности. На первом этапе структурные подразделения были включены в работу Центра ситуационного управления КазНУ, на втором проводилось индивидуализированная траектория обучения для руководителей по улучшению навыков решения управленческих проблем на стыке психологии, педагогики и социологии, на третьем этапе оценивалась эффективность модели развития управленческой компетентности менеджеров структурных подразделений вуза, а также разработано методическое обеспечение для этой модели. В результате были достигнуто значительное увеличение численного значения всех компонентов информационно-управленческой компетентности менеджеров с различным уровнем подготовки за счет целенаправленного педагогического воздействия, а также даны оценки этим характеристикам в контексте психологических аспектов деятельности руководителей.
Ключевые слова: психология управления, информационное знание; информационная компетентность; информационные ресурсы; психология современного менеджера образования, цифровизация; управленческая экспертность.