ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v87.i4.05Аннотация
Актуальность исследования связана с необходимостью обобщения и систематизации теоретических знаний и эмирических данных понимания стереотипности мышления и его влияния на поведение человека, в том числе, молодого поколения студентов. В статье проведен анализ понятия «стереотип» как феномена когнитивной и социальной психологии, приводится сравнение классификаций, видов и функций стереотипов; проведен литературный обзор современных исследований в странах СНГ (Содружество Независимых Государств) и Казахстане по влиянию стереотипов на межличностные отношения, стратегии поведения и др. Цель статьи – исследование стереотипности поведения и мышления студенческой молодежи и их психологическое осмысление, анализ и выявление особенностей стереотипного мышления и поведения студентов. Методы исследования – обобщение и анализ теории, опрос и методика оценки мифологем конформизма. В эмпирической части исследования был проведен опрос студентов 1-2 курса Казахского национального университета им.аль-Фараби разных факультетов на осмысление феномена стереотипа и их осознанности студентами. В опросе приняло участие 104 студента КазНУ им.аль-Фараби. По мнению студентов, стереотипы несут ограничивающую функцию в развитии, но в то же время согласно «методике пословиц» было выявлено, что более 90 % студентов выборки по своему восприятию подвержены стереотипному восприятию и мышлению. Осознанно большинство опрошенных студентов (69%) негативно относятся к стереотипам, а 31% опрошенных считают, что стереотипы помогают в жизни и на работе. Проведенное исследование внесет определенный вклад в рассмотрение этого феномена в контексте казахстанской психологической науки.
Ключевые слова: стереотип, отношение студентов к стереотипам, позитивные и негативные стереотипы, стереотипное восприятие и мышление.