К вопросу о профессиональном я-образе руководителя мужчины и женщины
Аннотация
Актуальность исследования продиктована противоречием между современными требованиями к профессиональным ценностям менеджмента, с одной стороны, и ростом национального самосознания с тенденцией к детерминированности моделей поведения национальными ценностями – с другой. Анализ научной литературы показал различие методологических подходов к Я-образу и Я-концепции руководителя. Интегративный подход позволяет рассматривать Я-концепцию как систему ожиданий, установок, убеждений и представлений о себе, выполняющую важные функции в жизни человека, а образ Я как результат самопознания, самоотношения и саморегуляции. Обосновывается содержание когнитивного и эмоционального компонента Я-образа через идентификацию себя со своей референтной ролевой группой. Рассогласование образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» ведет не только к непродуктивному деловому взаимодействию, но и к внутриличностному конфликту. Проведено описание экспериментальных данных специфики профессионального Я-образа мужчин и женщин руководителей. Сравнительный анализ показал дифференциацию данных образов по параметрам «самоценность», «самопринятие». «самопривязанность», «аутосимпатия». В качестве проблемной зоны выявлено несовпадение по параметру «нереализованные возможности» в обеих группах респондентов, при этом у женщин по данной сфере получена наиболее отрицательная оценка. Это показывает ресурсную составляющую потенциала и его направленность у женщин-руководителей.
Ключевые слова: Я-образ, Я-концепция, Я-идеальное, Я-реальное, самопринятие, самоотношение.