Эмпирическое исследование психолого-педагогических актуализации умений
Аннотация
Автор впервые рассмотрел проблему актуализации умений с точки зрения динамической связи трех подсистем: «Формирование» – «Хранение» – «Применение». Внутри каждой подсистемы экспериментально установлены условия, способствующие эффективной актуализации. К первой подсистеме относится трансситуативное обучение, которое обеспечивается, во-первых, сформированностью в структуре умения связей между нормативной ситуацией требуемого действия и самим действием, а во-вторых, способностью к обобщению существенных признаков изучаемого объекта. Исследование второй и третьей подсистем позволило углубить представление о роли сохранения информации и способа ее актуализации через мотивационную сферу личности. Экспериментальное исследование показало наличие существенной связи между высокой мотивацией и возможностью качественного выполнения учебных действий, влияющего на последующую актуализацию. Чем выше мотивация, тем больше успешность выполнения задания. В ходе эмпирического исследования автором выявлена система психолого-педагогических условий актуализации умений, образующих три подсистемы: первая – особенности организации процесса усвоения, обеспечивающие возможность последующей актуализации знаний и умений; вторая подсистема условий характеризует способ хранения знаний и умений, соответствующий их последующей актуализации; третья – особенности организации «деловой» активности, способствующие актуализации знаний и умений.
Ключевые слова: актуализация, актуализируемость, интериоризация, усвоение, экстериоризация.