Субъектность и патернализм современной молодежи в системе формирования профессиональной карьеры

Авторлар

  • V. S. Biskup Тернопольский национальный экономический университет, Тернополь, Украина
        54 34

Кілттік сөздер:

субъект, патернализм, молодежь, карьера, карьерная компетентность, субъектное образование, толерантность.

Аннотация

Во введении указан объект исследования – молодежь на этапе включения в профессиональное и карьерное пространство. Целью исследования является рассмотрение условий формирования субъектного, то есть ответственного отношения молодых людей к личной жизни и раскрытие сущности патерналистских установок современной молодежи. В основной части раскрыто понимание субъекта как самостоятельной, ответственной за собственный выбор личности с активной жизненной позицией. Определено, что молодые люди в силу особенностей их социальной позиции более всего подвержены угрозам формирования зависимого поведения, которое складывается вследствие патерналистских ожиданий, попечительского отношения социальных институтов к условиям их жизнедеятельности. Указывается, что реализация и построение профессиональной карьеры способствует преодолению нерешительности и дает возможность включиться молодым людям в систему производственных отношений, самостоятельно конструировать свой жизненный путь, вступать в конкурентные взаимодействия с другими субъектами карьерных процессов. Становление молодых людей как полноценных субъектов карьерного продвижения способствует развитию карьерной компетентности. Установлена необходимость развития субъектного образования молодежи с целью развития у них ценностей личной уникальности и формирования активной жизненной позиции. Раскрыта сущность толерантности как необходимого показателя социальной зрелости личности, способной противостоять давлению разнонаправленных социальных настроений и необходимость создания толерантной среды, в которой существуют возможности для равноправных субъект-субъектных взаимодействий. В заключение предлагается формирование партнерских взаимоотноше- ний между молодежью и социальными институтами, разработка государственной молодежной политики, в основе которой находится учет интересов и потребностей молодежи, соблюдение их права и свободы на самовыражение, создание климата здоровой конкуренции.

Библиографиялық сілтемелер

1. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. – М.: Институт психологии РАН, 1994. –
109 с.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.
3. Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К.А. Абульханова // Психология. Журнал
Высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – №4. – С. 3–21.
4. Нікітіна, І. В. Суб`єктне самовизначення молодої людини в період повноліття: монографія / І. В. Нікітіна. – К.:
НУХТ, 2008. – 192 c.
5. Лекторский, В. А. Субъект в истории философии: проблемы и достижения / В.А. Лекторский // Методология и
история психологии. – 2010. – Т.5. – Выпуск 1. – С. 5 – 18.
6. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981 – 1982 учебном году / М.
Фуко. – СПб.: Наука, 2007. – 677 с.
7. Кимелев, Ю.А. «Субъект» и «субъективность» в современной западной социальной философии: аналитический
обзор / Ю.А. Кимелев. – М.: РАН. ИНИОН, 2006. – 95 с.
8. Вебер, М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл.
П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990 – 808 с.
9. Попов, А.В. Патернализм / А.В. Попов // Новая философская энциклопедия: [в 4т.] / Ин-т философии РАН, Нац.
обш.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс: А. А. Гусейнов. Г. Ю. Семигин, уч. секр.
А.П.  Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – Т. III. – С. 209.
10. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни: пер. с англ. / М. Селигман
– М.: Издательство «София», 2006. – 368 с.
11. Головаха, Е. И., Демократизация общества и развитие личности: От тоталитаризма к демократии. / Е.И. Головаха,
И.Э.Бекешкина, В.С.Небоженко. – К.: Наук. думка, 1992. – 128 с.
12. Кара-Мурза, С.Г. Государственный патернализм – цивилизационное измерение / С.Г. Кара-Мурза // Научный
эксперт. – 2009. – №12. – С. 16-24.
13. Грановеттер, М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности / М. Грановеттер //
Экономическая социология. – 2002. – Т. 3, № 3. – С. 44–58.
14. Журавлева, Л.А., Завьялова, Н.В. Молодежь как инновационная социальная общность / Л.А. Журавлева,
Н.В.  Завьялова // Образование и наука. – 2013. – № 4 (103). – С. 77 – 90.
15. Алиев, В.В. Основы исследования социальной субъектности молодежи // В.В. Алиев // Знание. Понимание. Умение
– 2015. – №1 – С. 152 – 161.
16. Ясна, І. Суб’єктна парадигма як основа сучасного підходу до освіти / І. Ясна // Вісник Донецького національного
університету, 2014. – № 1-2. – С. 509–514.
17. Holt, J. The New, Soft Paternalism [Электронный ресурс] / The New York Times Magazine. Mode of access: http://www.
nytimes.com/2006/12/03/magazine/03wwln_lede.html?_r=0 – Date of access: 15.08.2016.
18. Липовецки, Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецьки – СПб.: «Владимир Даль», 2001.
– 336 с.
19. Фурман, А. В., Шаюк, О. Я. Толерантність як предмет онтофеноменологічного дискурсу / А.В. Фурман, О.Я. Шаюк.
// Психологія і суспільство. – 2015. – №3 – С. 31 – 61.
20. Мальцева, О. А. Принципы и направления формирования толерантной среды в образовательном пространстве вуза
/ О.А. Мальцева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – №9. – С. 115 – 121.
References
1. Brushlinskiy A.V. Problems of psychology subject [Problemy psikhologii sub»ekta]. Moscow, 1994, 109 p. (In Russian)
2. Rubinstein S.L., Fundamentals of general psychology. [Osnovy obshchei psikhologii]. St. Petersburg, 2007, p. 713. (In Russian)
3. Abulkhanova K.A. The principle actor in the national psychology [Printsip sub»ekta v otechestvennoi psikhologii]. Psikhologiia.
Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2005, vol,2, No. 3, pp. 3 – 23. (In Russian)
4. Nikitin I.V. Subjective determination of a youth during adulthood. [Sub`iektne samovyznachennia molodoi liudyny v period
povnolittia]. Kiev, 2008, 192 p. (in Ukrainian)
5. Lektorskiy V.A. The subject of the history of philosophy: problems and achievements [Sub»ekt v istorii filosofii: problemy
i dostizheniya]. Metodologiia i istoriia psikhologii, 2010, Vol.5, pp. 5 – 18. (In Russian)
6. Foucault M. The hermeneutics of the subject: lectures at the College de France 1981-1982 [Germenevtika sub»ekta: Kurs
lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981 – 1982 uchebnom godu]. St. Petersburg, 2007, 677 p. (In Russian)
7. Kimelev Y. A. «Subject» and «subjectivity» in contemporary western social philosophy: an analytical review [«Sub’ekt» i
«sub’ektivnost» v sovremennoy zapadnoy sotsialnoy filosofii: analiticheskiy obzor]. Moscow, RAN. INION, 2006, 95 p. (In Russian)
8. Weber M. Selected Works [Izbrannye proizvedenija]. Moskow, 1990, 808 p. (In Russian)
9. Popov A.V. Paternalism [Paternalism]. Novaja filosofskaja jenciklopedija, 2010, vol. 3, p. 209. (In Russian)
10. Seligman M. New Positive Psychology: Scientific opinion on happiness and the meaning of life [Novaja pozitivnaja psihologija:
Nauchnyj vzgljad na schast’e i smysl zhizni]. Moscow, 2006, 368 p. (In Russian)
11. Golovakha E. I. Democratization of society and personal development: from totalitarianism to democracy. [Demokratizacija
obshhestva i razvitie lichnosti: Ot totalitarizma k demokratii]. Kiev, 1992, 128 p. (In Russian)
12. Kara-Murza S. G. State paternalism – civilizational dimension. [Gosudarstvennyj paternalizm – civilizacionnoe izmerenie].
Nauchnyj ekspert, 2009, No.12, p. 16-24. (In Russian)
13. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness. [Ekonomicheskoe dejstvie i
social’naja struktura: problema ukorenennosti]. Ekonomicheskaja sociologija, 2002, vol. 3, № 3, pp. 44–58. (In Russian)
14. Zhuravleva L. A., Zavyalova N. V. Youth as an innovative social community. [Molodezh’ kak innovacionnaja social’naja
obshhnost’]. Obrazovanie i nauka, 2013, No. 4 (103), pp. 77 – 90. (In Russian)
15. Aliyev V. V. Basics of social research subjectivity youth. [Osnovy issledovaniia sotsial’noi sub»ektnosti molodezhi].
Znanie. Ponimanie. Umenie., 2015, No.1, pp. 152 – 161. (In Russian)
16. Jasna I. Subjective paradigm as the basis of the modern approach to education. [Subiektna paradyhma yak osnova suchasnoho
pidkhodu do osvity]. Vіsnik Donets’kogo natsіonal’nogo unіversitetu, 2014, No. 1-2, pp. 509–514. (in Ukrainian)
17. Holt, J. The New, Soft Paternalism. The New York Times Magazine. Mode of access: http://www.nytimes.com/2006/12/03/
magazine/03wwln_lede.html?_r=0 [Electronic resource].
18. Lipovetsky J. The Age of Emptiness: Essays on Contemporary Individualism [Era pustoty: Esse o sovremennom individualizme].
St. Petersburg, 2001, 336 p. (In Russian)
19. Furman A, V., Shayuk O. J. Tolerance as a subject ontophenomenological discourse [Tolerantnist yak predmet ontofenomenolohichnoho
dyskursu]. Psykholohiia i suspilstvo, 2015, No. 3, pp. 31 – 61. (in Ukrainian)
20. Maltseva O. A. Principles and directions of formation of tolerant environment in the educational space of the university
[Printsipy i napravleniia formirovaniia tolerantnoi sredy v obrazovatel’nom prostranstve vuza]. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo
universiteta, 2011, No. 9, pp. 115 – 121. (In Russian)

Жүктелулер

Жарияланды

2017-01-17

Как цитировать

Biskup, V. S. (2017). Субъектность и патернализм современной молодежи в системе формирования профессиональной карьеры. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 58(3). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/665

Шығарылым

Бөлім

Article foreign colleagues