Понятие, содержание и структура категории «профессионализм учителя»

Авторлар

  • I. T. Dzhumagalieva АО НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Мангистауской области, Казахстан, г. Актау
        53 88

Кілттік сөздер:

учитель, профессионализм, компоненты, структура, развитие.

Аннотация

В статье дается анализ разных концепций, теорий подходов исследования профессионализма субъекта педаго-гической деятельности, выявлены его основное содержание и структура. Динамика тех глобальных процессов, которые происходят в современном образовательном пространстве Ка-захстана, выдвигает к личности учителя гимназии повышенные требования. Они касаются практически всех аспектов его психической жизни – эмоциональной, когнитивной, смысловой, мировоззренческой слагаемых. Современный учитель гимназии обрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания, но задачи, стоящие ныне перед обществом, требуют от него дальнейшего развития в направлении самоопределения, само-познания и самореализации. Как субъект педагогического процесса он должен иметь собственную концепцию развития, отличаться системным видением учебно-воспитательного процесса, уметь соотносить свой опыт с научными знаниями, иметь развитую потребность в творчестве и овладении новым.Исследование профессионализма учителя является одним из ведущих направлений в современной психоло-гической науке, особенно отечественной. В последние десятилетия наблюдается всплеск интереса ученых к личности специалиста как целостной психологической системе, способной к самореализации и обретению про-фессионализма в разнообразных условиях.Анализ результатов исследования феноменологии профессионализма позволил установить, что в качестве его критериев исследователи выделяют следующие: профессиональную направленность; ценностные ориентации; педагогическое мастерство; педагогическое творчество; педагогическую умелость; педагогическую культуру; профессиональный потенциал; индивидуальный стиль деятельности; конкурентоспособность; субъектность; компетентность; самоидентификацию. Большинство из перечисленных критериев имеют сложный и не всегда операционализированный характер и вообще усложняют возможность их эмпирического изучения.Осмысление проблемы профессионализма учителя представлено в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.А. Сла-стенина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.В. Олейника и др. Что касается специфики, основных тенденций и условий развития профессионализма учителя гимназии, то эта тема не была раньше предметом специальных исследований. Неоднозначность подходов к решению означенной проблемы ее социальная значимость и обусловили выбор темы данной статьи.

Библиографиялық сілтемелер

1. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 1600 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЕ, 2003. – 528 с.
3. Мищенко А.Л. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. – М.:МГПУ, 2001. – 285 с.
4. Педагогика: учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.Л.Мищенко. – М.: Школьная пресса, 2002.– 512 с.
5. Кузьмина Н.Б. Способности, одаренность и талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
6. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя. – М.: Педагогика. – 1999. – №5. – С. 45-51.
8. Высотская С.И. Профессионализм как цель подготовки учителя в вузе //Материалы международной научно-практичес-кой конференции «Педагогическое образование XXI века. – Вып. 1. – М.: МГПУ, 2004. – С. 187.
9. Селезнева Т.И. Социально-педагогическая культура – критерий профессионализма учителя // Материалы международ-ной научно-практической конференции «Педагогическое образование XXI века. – Вып. 1. – М.: МГПУ, 2004. – С. 66.

1. Sovetskiy ensiklopedicheskiy slovar’ – М.: Sovetskiy ensiklopedicheskiy, 1980. – 1600 s.
2. Pedagogicheskiy ensiklopedicheskiy slovar’ – М.: BRE, 2003. – 528 s.
3. Mishchenko А.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. – М.: МGPU, 2001- 285 s.
4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov / V.A. Slastenin, I.F.Isaev, А.I.Mishchenko. – М.: Шkol’naya pressa, 2002. – 512 s.
5. Kuz’mina N.B. Sposobnosti, odarennost’ i talant uchitelya. – L.: Znanie, 1985. – 32 s.
6. Rogov E.I. Lichnost’ uchitelya: teoriya i praktika.- Rostov na Donu: Feniks, 1996. – 512 s.
7. Sinenko V.Ya. Professionalizm uchitelya. M.: Pedagogika.- 1999.- №5. – S. 45-51.
8. Vysotskaya S.I. Professionalizm kak tsel’ podgotovki uchitelya v vuze //Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pedagogicheskoe obrazovanie XXI veka». – Vyp. 1. – М.: МGPU, 2004. – S. 187.
9. Selezneva T.I. Sozial’no-pedagogicheskaya kul’tura – kriterii professionalizma uchitelya // Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pedagogicheskoe Obrazovanie XXI veka». – Vyp. 1. – М.: МGPU, 2004. – S. 66.

Жүктелулер

Как цитировать

Dzhumagalieva, I. T. (2013). Понятие, содержание и структура категории «профессионализм учителя». ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 45(2). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/438