Особенности изучения этнокультурной микросреды личности в системе этносоциальной работы. Этноәлеуметтік жұмыс жүйісіндегі жеке тұлғаның этномәдени микроортасын зерттеудің ерекшеліктері

Авторлар

  • Zh. Kh. Kendirbekova Карагандинский государственный уни верситет им. Е.А. Букетова
        51 28

Кілттік сөздер:

микросреда, этнокультурная микросреда, вне-институциональная этнокультурная среда, этнокультурная позиция личности, этносоциальная работа, методы исследования этнокультурной микросреды личности. микроорта, этномәдени микроорта.

Аннотация

Полиэтничность состава населения выдвигает на первый план проблему сохранения межнационального согласия. Этносоциальная работа выступает одним из направлений в области решения данно-го вопроса. Актуализируется необходимость определения основных средовых составляющих, воздействие на которые позволит макси-мально содействовать развитию позитивных этносоциальных связей личности и эффективного межнационального взаимодействия. Этно-культурная микросреда представляет собой центральное звено, акку-мулирующее актуальные социальные потребности и особенности эт-нокоммуникативных контактов индивида. Ее исследование – первый и важный этап в области определения содержания этносоциальной работы. В статье представлены результаты методологического обос-нования структуры, процесса диагностики, условий, методов эф-фективности, основных компонентов исследования этнокультурной микросреды личности, степень воздействия данного этапа на резульативность этносоциальной работы в целом. Түрғындардың құрамының көпұлтты болуы бірінші орынға ұлтаралық келісім болуын талап етеді. Осы мәселені шешу саласында этноәлеуметтік жұмыс көп бағыттардың бірі болып табылады. Тұлғаның ұлтаралық өзара әрекетінің тиімділігімен этноәлеуметтік байланыстарының жағымдылығының дамуына барынша көмектесу негізгі ор-талық құрастырушыларды анықтаудың қажеттілігінің маңыздылығын арттырады. Этномәдениеттік микроорта орталық түйін болып табы-лады. Онда индивидтің этнокоммуникативтік түйісу ерекшеліктері-мен маңызды әлеуметтік қажеттілік шоғырланады. Оны зерттеу – эт-ноәлеуметтік жұмыстың мазмұнын анықтау саласындағы өте маңызды кезең. Мақалада методологияның негізделген құрылымы, диагности-ка процесі, шарттары мен әдістердің тиімділігі, тұлғаның этномәдени микроортасын зерттеудің негізгі компоненттері, осы кезеңнің жалпы этноәлеуметтік жұмысқа әсер ету нәтижелері көрсетіледі.

Библиографиялық сілтемелер

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». –http://www.akorda.kz/ru/category/gos_programmi_ razvitiya.
2. Soydan H., Jergeby U., Olsson E., Harms-Ringdal M. Socialt arbete med etniska minoriteter. En litteraturöversikt. – Stock-holm: Liber, 1999. – 114 b.
3. Williams Ch., Graham M. Social Work in Europe Race and Ethnic Relations. – Abingdon: Edited by Routledge, 2013. – 162 p.
4. Харчев А. Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1991. – 222 с.
5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М.: Мысль, 1968. – 268 с.
6. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательного взаимо-действия. – Екатеринбург: Союз, 1993. – 220 с.
7. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с.
8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 365 с.
9. Сужиков М.С. и др. Межнациональные отношения в Казахстане. – Алматы: Гылым, 1993. – 160 с.
10. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. – М.: Мысль, 1974. – 192 с.
11. Петров И.Ф. Дифференциация культурных потребностей личности: социологический подход. – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – 152 с.
12. Мясоедова Е.А. Подготовка студентов педвузов к исследованию педагогического потенциала среды: Дис. …канд. пед. наук. – Астрахань,1998. – 189 с.
13. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: Методологические проблемы этносоциологического исследования.– М.:Ин-т социологии АН СССР, 1990. – 118 с.
14. Малинин Г.В. Мировоззренческие и социокультурные основания межнационального согласия: Дис. … докт. филос. наук. – Алматы, 1997. – 271 с.
15. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дроби-жева. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. – 485 с.
16. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
17. Асипова Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников: Дисс. … докт.пед.наук. – Алматы, 1998. – 350 с.
18. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональных школах в условиях мегаполиса. – М.: Издательcкий дом «ГраалЬ», 1999. – 154 с.
19. Методика исследования взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании учащихся /сост. А.М. Низова. – М.: Изд-во «Педагогическое общество», 1996. – 74 с.

1. Address by the President of the Republic of Kazakhstan, Leader of the Nation, Nursultan Nazarbayev «Strategy «Kazakhstan-
2050»: new political course of the established state». – http://www.akorda.kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya.
2. Soydan H., Jergeby U., Olsson E., Harms-Ringdal M. Social work with ethnic minorities A literature review. - Stockholm:
Liber, 1999. – 114 pp.
3. Williams Ch., Graham M. Social Work in Europe Race and Ethnic Relations. – Abingdon: Edited by Routledge, 2013. - 162 pp.
4. Kharchev A. G. Sociology of education. - Moscow: Politizdat, 1991. – 222 pp.
5. Bueva L. P. Social environment and the consciousness of the person. - Moscow: Mysl’, 1968. – 268 pp.
6. Brodsky Y. S. Pedagogical environment as a socio-pedagogical result of integration of educational interaction. - Ekaterinburg:
Union, 1993. – 220 pp.
7. Ageyev V. S. Interaction among groups: social and psychological problems. – Moscow: Moscow University Press, 1990. – 240 pp.
8. Mudrik A.V. Introduction to social pedagogy. - Moscow: Publishing house «Institute of practical psychology», 1997. – 365 pp.
9. Suzhikov M. S., and others. Interethnic relations in Kazakhstan. – Almaty: Gylym, 1993 – 160 pp.
10. Sychev Y. V. Microenvironment and personality. Philosophical and sociological aspects. – Мoscow: Mysl’, 1974. – 192 pp.
11. Petrov I. F. Differentiation of the cultural needs of the individual: a sociological approach. - Kemerovo: KemGUKI, 2006.– 152 pp.
12. Myasoedova E. A. Training of students of pedagogical institutes to study the pedagogical potential of the environment: Dis.
... of candidate of pedagogical Sciences. – Astrakhan, 1998. – 189 pp.
13. Malikova N. R. Interethnic communication: Methodological problems of ethnosociological studies – Moscow: Institute of
sociology of the USSR Academy of sciences, 1990 – 118 pp.
14. Malinin G. V. Philosophical and socio-cultural basis of ethnic harmony: Di.s ... of doctor of philosophy Sciences. -A lmaty, 1997. – 271 pp.
15. Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow / project Manager and resp. edited by L. M. Drobizheva. -
Moscow: Russian political encyclopedia, 2013. – 485 pp.
16. Mislavsky Y.A. Self-regulation and activity of personality in adolescence. – M.: Pedagogy, 1991. – 152 pp.
17. Asipova N.A. Scientific-pedagogical bases of formation of culture of interethnic communication students: Dis. ... of doctor
of pedagogical Sciences. - Almaty, 1998. – 350 pp.
18. Arakelyan O. V. Multicultural education in a multicultural schools in a metropolis. - Moscow: Publishing house «Grail», 1999. – 154 pp.
19. Technique of studying the interaction of school, family and community in the education of students. / Compiler A.M. Nizova.
- Moscow: Publishing house «Pedagogical Society», 1996 - 74 pp.

Жүктелулер

Жарияланды

2015-06-19

Как цитировать

Kendirbekova, Z. K. (2015). Особенности изучения этнокультурной микросреды личности в системе этносоциальной работы. Этноәлеуметтік жұмыс жүйісіндегі жеке тұлғаның этномәдени микроортасын зерттеудің ерекшеліктері. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 52(1). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/181