Жоғары оқу орындарындағы жастардың мамандық таңдау стратегиясы

Авторы

  • С. М. Дүйсенова Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби
  • А. Т. Омарова Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби
  • А. М. Сұлтанова Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.016
        86 59

Аннотация

Изучение общей образовательной стратегии студентов позволяет повысить эффективность всей системы обучения. Такие исследования облегчают организацию учебного процесса для студентов, дают возможность молодому поколению быстрее адаптироваться к рынку труда. На сегодняшний день в отечественной науке чувствуется недостаточность таких исследований, а это в свою очередь сказывается на систмеме высшего образования в Казахстане. Ограниченность информации об образовательных стратегияхказахстанских студентов будирует интерес к проведению целостного исследования этой проблемы. В статье дается анализ эмпирического исследования, возможностей молодежи в сфере образования, показываются системные проблемы высших учебных заведениях Казахстана, формирование конкретных организационных решений, а также направления в решении данных проблем. Целью статьи является выявление стратегий путем определения мотивов учащейся молодежи в казахстанских высших учебных заведениях. Исследовательский вопрос статьи заключался в следующем: Каковы причины образовательного выбора современной молодежи? Какова роль нынешней системы образования, в удовлетворении образовательных стратегий обучающихся в высших учебных заведениях? Каковы планы студентов в сфере образования и науки? Сбор данных был проведен с помощью использования комплекса количественных и качественных методов. В первом случае использовался анкетный опрос (1200 анкет), в котором участвовали студенты, магистранты и докторанты национальных и государственных университетов Казахстана. Глубинные интервью и фокус-групповое исследование проводилось среди магистрантов и докторантов. В общем разрезе выборки респонденты распределились следующим образом: студенты – 60%, магистранты – 30%, докторанты – 10%. Данная пропорция отражает характеристики генеральной совокупности данной социальной группы. Анкетирование было проведено в крупных университетах (ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, КазНУ имени Аль-Фараби, КНИТУ имени К.И. Сатпаева, КарГУ им. академика Е.А. Букетова) в трех крупных городах Казахстана (Астана, Алматы, Караганда). Эти города дают многотысячной молодежи возможность для получения образования и достижения их жизненных целей. Данные результаты количественного иследования были обработаны в компьютерной программе SPSS и проанализированы. Теоритическая и практическая важность статьи заключается в выработанных положениях, способствующих дальнейшему развитию и обогащению данных в области социлогии науки, социлогии образования, образовательных и научных программ, образовательных концепций. Авторы в результате исследования статьи показывают типы, характеризующиеся разными мотивами и результативностью каждой социальной группы молодежи, а так же влияние комплекса факторов разного уровня образовательных стратегий. Комплексное использование количественных и качественных методов при сборе эмпирических сведений поможет получить полноценную информацию для определения образовательной и научной стратегий молодежи современного Казахстана.

Ключевые слова: образовательные стратегии, студенческая молодежь, высшее образование, мотивация

Биографии авторов

С. М. Дүйсенова, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы

А. Т. Омарова, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

Ph.D, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы,

А. М. Сұлтанова, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы

Загрузки

Как цитировать

Дүйсенова, С. М., Омарова, А. Т., & Сұлтанова, А. М. (2019). Жоғары оқу орындарындағы жастардың мамандық таңдау стратегиясы. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 69(2), 162–173. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.016