Развитие ценностной ориентации через фольклор как основа духовной модернизации
Аннотация
В статье рассматривается как основа духовной модернизации развитие ценностной ориентации подростков, воспитывающихся в детских домах, через фольклор в учебно-воспитательном процессе. Всесторонне изучены особенности развития ценностной ориентации через познавательные и игровые занятия с детьми, которые имеют социальный статус, живут в условиях «психической субдепривации», т. е. изучаются особенности развития воспитанников детских домов на основе фольклорных материалов и специально организованных совместных диалогов. Самооценка детей раннего возраста, являющегося важнейшим этапом развития личности в онтогенезе в системе наук и знаний, и его важнейшая характеристика напрямую связаны с требованиями, обосновывающими новые общественно-экономические социальные изменения в стране. Изменения в социально-экономическом развитии общества, в развитии общественно-исторических процессов, все изменения в образовательной сфере требуют разработки новых исследовательских направлений, связанных с изучением особенностей личностного развития подростков. Любые ситуации в стране обязательно приводят к изменениям содержания, характера, форм психического развития подростков. Поэтому, наряду с самообразованием, необходимо активно проводить психолого-педагогические исследования по вопросам формирования этнического сознания, системы ориентации на ценности на основе модернизации сознания. Одним из важнейших вопросов в сфере психологической практики является активизация содержания ценностной ориентации воспитанников детского дома на жизненно значимые ценности. Также изучение роли развития национальных традиций и ценностей национальной культуры в личностном развитии воспитанников детского дома является одной из проблем духовной модернизации и психолого-педагогической модернизации, которая не всегда лишает значения. Актуальность исследования напрямую связана с развитием в учебно- воспитательном процессе, связанном с системой ценностной ориентации развития самосознания и этнического сознания в личностном развитии воспитанников детского дома, являющейся одним из аспектов жизни. Вместе с тем, вопросы, связанные с созданием теоретических и методологических основ создания путей психологического и педагогического воздействия на условия, тесно связанные с развитием сознания, этнического сознания, ценностной ориентации воспитанников детского дома.
Ключевые слова: модернизация сознания, духовная модернизация, психическое развитие, ценностная ориентация, психология фольклора, психологические особенности воспитанников детского дома, этническое сознание, этнокультурные ценности, психическая субдепривация.