Выпускники на рынке труда: чего ожидают работодатели?
Аннотация
В данной статье представлены некоторые результаты социологического исследования, проведенного в рамках научно-исследовательского проекта «Интеграция Казахстана в единое европейское образовательное про странство: реализация параметров Болонского процесса» в рамках грантового финансирования научных исследований на 2015-2017 гг. МОН РК. Одна из основных предпосылок исходит из обращения к целому кругу вопросов относительно мнений работодателей на то, что делает выпускников казахстанских вузов трудоспособными? Социологическое исследование, дополненное проведением глубинных интервью с работодателями, дает представление об основных тенденциях на казахстанском рынке труда; о ключевых характеристиках, которые с точки зрения работодателей необходимы для успешного трудоустройства; о роли, которую должны играть университеты в развитии профессиональных компетенций своих выпускников. Согласно данным Информационно-аналитического центра, анализ контингента студентов, принятых в вузы Казахстана в 2010 г. и окончивших их в 2014 г., выявил 75% показатель трудоустройства [1]. Этот процент подтвержден данными ГЦВП. Из числа обладателей образовательных грантов доля трудоустроенных составила 84%. Из числа выпускников вузов 2014 года, принятых на работу по специальности от общего количества трудоустроенных выпускников, больше всего трудоустроенных в сферах здравоохранения и социальных услуг, в финансовой и страховой деятельности, инженерии. Хуже трудоустраиваются выпускники с экономическим и юридическим образованием [2]. Социологический анализ трудоустройства выпускников на профессиональном рынке труда открывает новые возможности и перспективы в изучении: между спросом и предложением на рынке труда; между накопленными знаниями и сформированными профессиональными навыками, приобретающими все более важное значение при трудоустройстве. Отправной точкой исследования является и то, что профессионально-технические навыки необходимы, но в условиях жесткой конкуренции работодатели расширяют требования к кандидатам, включая систему личных и социальных качеств, которыми должны обладать выпускники.
Ключевые слова: трудоустройство, выпускники, работодатели, профес сиональные компетенции, навыки, профессиольная карьера, университет.