Профессиональная мобильность выпускников вузов в современном Казахстане

Авторы

  • Гульнапис Оринбасаровна Абдикерова
        69 47

Аннотация

Формирование образовательных стратегий молодежи, конкретные решения о выборе профессии и учебного заведения, профессиональной подготовки, реальное трудоустройство во многом предопределяются состоянием и развитием рынка труда. Под влиянием сигналов, идущих от рынка труда и занятости, формируются профессиональные ориентации молодежи в сфере образования. На перемещения в сфере труда оказывают влияние особенности поведения людей в выборе профессии. Различается две модели такого поведения молодежи: все профессии и занятия относительно равноценны в социально-экономическом плане, индивиды же ориентируют себя на равные виды труда с учетом своих предрасположенностей, желаний и способностей; в представлениях общества существуют явно «хорошие» и явно «плохие», в социально-экономическом плане, виды труда. Обе модели поведения при выборе профессий и занятий существуют в реальности, они конкурируют между собой, хотя при определенных условиях та или иная модель может быть доминирующей (Чередниченко Г.А). Профессиональный выбор выпускников взаимосвязан с реализацией таких социальных ценностей, как возможность создания условий для творчества, квалифицированного роста и продвижения, получения материального вознаграждения, включения в определенную сферу трудовой деятельности, общественного признания. Интересы, установки, ценностные ориентации в отношении профессии вырабатываются у индивидов в процессе социализации под воздействием семьи, школы, малой группы, средств массовой коммуникации. В сознании молодого человека образуется иерархия профессий по привлекательности, шкале предпочтений, дифференцированных в зависимости от его социального происхождения, условий воспитания, типа местожительства и других. В процессе профессионального выбора может возникнуть противоречие между интересами, личными планами, склонностями индивида и внешней по отношению к нему ситуацией, вследствие чего личные планы индивидов могут существенно меняться.

Ключевые слова: профессия, профессиональная мобильность, выпускник, инвестиция, профессиональный выбор, трудоустройство, человеческий потенциал.

Загрузки

Как цитировать

Абдикерова, Г. О. (2017). Профессиональная мобильность выпускников вузов в современном Казахстане. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 60(1). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/732