Феминизация профессии учителя в Казахстане: причины и последствия

Авторы

  • A. Iztayeva Назарбаев Университет
        73 59

Ключевые слова:

феминизация, статус учителя, гендерное неравенство, дискриминация.

Аннотация

Целью данной статьи является изучение вопроса феминизации профессии учителя средней школы в Казахстане, основываясь на результатах научного исследования Высшей школы образования Назар- баев Университета и Факультета образования Кембриджского университета. В качестве основных при- чин феминизации учительства рассматриваются низкий уровень среднемесячной заработной платы педагогов, а также традиционное гендерное разделение труда в казахстанском обществе. Негативное влияние на воспитание и успеваемость учащихся, падение социального статуса учителя и укоренение гендерного неравенства в обществе анализируются как возможные последствия феминизации.Преобладание женщин-педагогов в системе среднего образования не является уникальной характеристикой учебных заведений Казахстана – женщины и феминизация профессии учителя были темой обсуждений и дебатов на протяжении долгого времени, а в некоторых странах – более века. Масштабные и, порой, спорные дискуссии в академической литературе поднимают проблемы причин возникновения гендерного дисбаланса среди педагогов и каким образом это может сказаться на процессе обучения и успеваемости учащихся. Другие вопросы, затрагиваемые учеными и специалистами в этой области, касаются взаимосвязи феминизации преподавания и гендерного равенства в целом, а также положения женщины в обществе.

Библиографические ссылки

1. Bank B.J. (ed.). Gender and education: an encyclopedia. – Westport: Praeger Publishers, 2007. – P. 861.
2. Skelton C. The ‘feminisation of schooling’ or ‘re-masculinising’ primary education? // International Studies in Sociology of Education – 2002. – №12:1. – P. 77-96.
3. Grifths M. The feminization of teaching and the practice of teaching: threat or opportunity? // Educational Theory – 2006.
– №56:4. – P. 387-405.
4. Basten C. A feminised profession: women in the teaching profession // Educational Studies. – №23:1. – P. 55-62.
5. Агентство Республики Казахстан по статистике. Дневные общеобразовательные школы в Республике Казахстан на начало 2013/2014 учебного года. http://www.stat.gov.kz/getImg?id=WC16200012971 (дата обращения: 21.07.2014 г.).
6. Агентство Республики Казахстан по статистике. Женщины и мужчины Казахстана 2008-2012. Статистический сбор- ник. http://www.stat.gov.kz/getImg?id=WC16200033559 (Дата обращения: 16.07.2014 г.).
7. Агентство Республики Казахстан по статистике. Заработная плата работников по профессиям (должнос- тям) в отдельных видах экономической деятельности Республики Казахстан в 2013г. http://www.stat.gov.kz/ getImg?id=ESTAT071942 (дата обращения: 21.07.2014 г.).
8. Бондаренко Р.А. Гендерный аспект реформ образования в годы Великой Отечественной войны // Электронный науч- но-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2009. – №3(4). – http://grani.vspu.ru/les/publics/52_st.pdf (да- та обращения: 16.07.2014 г.).
9. Fu S. Initial exploration of the phenomenon of the feminization of teachers // Chinese Education and Society. – 2000. –
№33:4. – P. 40-46.
10. Skelton C. Male primary teachers and perceptions of masculinity // Educational Review. – 2003. – №55:2. – P. 195-209.
11. Lahelma E. Lack of male teachers: a problem for students or teachers? // Pedagogy, Culture & Society. – 2000. – №8:2. – P. 173-186.
12. Sabbe E., Aelterman, A. Gender in teaching: a literature review // Teachers and teaching: theory and practice. – 2007. –
№13:5. – P. 521-538.
13. Carrington B., McPhee A. Boys’ ‘underachievement’ and the feminization of teaching // Journal of Education for Teaching: International research and pedagogy. – 2008. – №34:2. – P. 109-120.
14. Brownhill S. ‘Build me a male role model!’ A critical exploration of the perceived qualities/characteristics of men in the early years (0-8) in England // Gender and Education. – 2014. – №26:3. – P. 246-261.
15. OECD. Education GPS. Country prole. Kazakhstan. Student performance (PISA 2012) http://gpseducation.oecd.org/Count ryProle?primaryCountry=KAZ&treshold=10&topic=PI (Дата обращения: 24.07.2014 г.).
16. Арын Е.М. О социальном статусе педагога в Республике Казахстан // Вестник ПГУ (Педагогическая). – 2011. – №1.
– С. 9-17.
17. Белова Н.А. Заработная плата советских учителей в 1920-1960-е гг. // Ярославский педагогический вестник (Гумани- тарные науки). – 2011. – Т. 1. – №1. – С. 36-38.


18. Kelleher F. Women and the teaching profession. Exploring the feminisation debate. – Paris: UNESCO, 2011. – P. 242.
19. Drudy S. Gender balance/gender bias: the teaching profession and the impact of feminisation // Gender and Education. – 2008. – №20:4. – P. 309-323.
20. Fraser N. After the family wage: a postindustrial thought experiment. In: Fraser N. Justice interrupts: critical reflections on the «postsocialist» condition. – New ork: Routledge, 1997. – P. 256.



1. Bank B.J. (ed.). Gender and education: an encyclopedia. – Westport: Praeger Publishers, 2007. – P. 861
2. Skelton C. The ‘feminisation of schooling’ or ‘re-masculinising’ primary education? // International Studies in Sociology of Education – 2002. – №12:1. – P. 77-96.
3. Grifths M. The feminization of teaching and the practice of teaching: threat or opportunity? // Educational Theory – 2006.
– №56:4. – P. 387-405.
4. Basten C. A feminised profession: women in the teaching profession // Educational Studies. – №23:1. – P. 55-62.
5. Agenstvo Respubliki Kazakhstan po statistike. Dnevnye obsheobrazovatelniye shkoly v Respublike Kazakhstan na nachala 2013/2014 uchebnogo goda. http://www.stat.gov.kz/getImg?id=WC16200012971 (data obrasheniya: 21.07.2014).
6. Agenstvo Respubliki Kazakhstan po statistike. Zhenshiny i muzhchiny Kazakhstana 2008-2012. Statisticheskiy sbornik. http://www.stat.gov.kz/getImg?id=WC16200033559 (data obrasheniya 16.07.2014).
7. Agenstvo Respubliki Kazakhstan po statistike. Zarabotnaya plata rabotnikov po professiyam (dolzhnostyam) v otdelnyh vi- dah ekonomicheskoi deyatelnosti Respubliki Kazakhstan v 2013 g. http://www.stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT071942 (data obrasheniya: 21.07.2014).
8. Bondarenko R.A. Gendernyi aspect reform obrazovaniya v gody Velikoi Otechestvennoi voiny // Elektronniy nauchno- obrazovatelniy zhurnal VGPU «Grani poznaniya». – 2009. – №3(4). – http://grani.vspu.ru/les/publics/52_st.pdf (data ob- rasheniya 16.07.2014).
9. Fu S. Initial exploration of the phenomenon of the feminization of teachers // Chinese Education and Society. – 2000. –
№33:4. – P. 40-46.
10. Skelton C. Male primary teachers and perceptions of masculinity // Educational Review. – 2003. – №55:2. – P. 195-209.
11. Lahelma E. Lack of male teachers: a problem for students or teachers? // Pedagogy, Culture & Society. – 2000. – №8:2. – P. 173-186.
12. Sabbe E., Aelterman, A. Gender in teaching: a literature review // Teachers and teaching: theory and practice. – 2007. –
№13:5. – P. 521-538.
13. Carrington B., McPhee A. Boys’ ‘underachievement’ and the feminization of teaching // Journal of Education for Teaching: International research and pedagogy. – 2008. – №34:2. – P. 109-120.
14. Brownhill S. ‘Build me a male role model!’ A critical exploration of the perceived qualities/characteristics of men in the early years (0-8) in England // Gender and Education. – 2014. – №26:3. – P. 246-261.
15. OECD. Education GPS. Country prole. Kazakhstan. Student performance (PISA 2012) http://gpseducation.oecd.org/Count ryProle?primaryCountry=KAZ&treshold=10&topic=PI (Дата обращения: 24.07.2014 г.).
16. Aryn E.M. O socialnom statuse pedagoga v Respubike Kazakhstan // Vestnik PGU (Pedagogicheskaya). – 2011. – – №1. – S. 9-17.
17. Belova N.A. Zarabotnaya plata sovetskih uchitelei v 1920-1960-ye gg. // aroslavskiy pedagogicheskiy vestnik (Gumani- tarniye nauki). – 2011. – Т. 1. – №1. – S. 36-38.
18. Kelleher F. Women and the teaching profession. Exploring the feminisation debate. – Paris: UNESCO, 2011. – P. 242.
19. Drudy S. Gender balance/gender bias: the teaching profession and the impact of feminisation // Gender and Education. – 2008. – №20:4. – P. 309-323.
20. Fraser N. After the family wage: a postindustrial thought experiment. In: Fraser N. Justice interrupts: critical reflections on the «postsocialist» condition. – New ork: Routledge, 1997. – P. 256.

Загрузки

Как цитировать

Iztayeva, A. (2014). Феминизация профессии учителя в Казахстане: причины и последствия. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 50(3). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/572