Оценка деятельности преподавателя коллегами в структуре диагностики корпоративной культуры университета

Авторы

  • S. E. Jamanbalaeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • M. Maulsharif Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • G. S. Abdirayimova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
        55 29

Ключевые слова:

корпоративная культура, университет, преподаватель, оценка, диагностика.

Аннотация

Изучение феномена корпоративной культуры стало практической необходимостью для эффективного управле-ния учреждениями высшего образования. Корпоративная культура выступает одним из инструментов достиже-ния вузом высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В данной статье представлен опыт проведения анкетирования «Преподаватель глазами коллег» в Казахском на-циональном университете имени аль-Фараби. В качестве методологической основы оценки деятельности пре-подавателей взят метод «360 градусов». Данный метод предполагает оценку сотрудника со всех сторон – руко-водителями, коллегами, подчиненными, клиентами и самооценка. В статье описаны результаты исследования, полученные при оценке профессиональных и личностных качеств преподавателей их коллегами и руководите-лями. При составлении анкеты нами учитывались учебный, методический, научный, общественный и этико-психологический аспекты деятельности преподавателя. Главной трудностью анализа полученных данных на первом этапе исследования оказалась субъективность оценки, на которую повлияли предвзятость коллег или личные особенности оцениваемого. В то же время такая методика, безусловно, служит инструментом самораз-вития преподавателя или предметом совместного с его руководителем анализа. 

Библиографические ссылки

1. Kilmann R.H., Saxton M.J. The Kilmann-Saxton culture-gap survey. – Pittsburgh, PA: Organizational Design Consultants, 1983.
2. Kilmann R.H., Saxton M.J., Serpa R. Gaining Control of the Corporate Culture. – San Francisco: Jossey-Bass, 1985.
3. Alvesson M. Organizational Theory and Technocratic – 13 Consciousness: Rationality, Ideology and Quality of Work. – Berlin, N.Y., 1987.
4. Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life, Reading, MA, Addison-Wesley Publishing Co, 1982; Denison D. Corporate Culture and Organizational Effectiveness. – New York: John Wiley. 1989.
5. Васенина, И., Черняева, В. Показатели корпоративной культуры вуза // Высшее образование в России. – 2004. – №1. –С. 76 – 82.
6. Никулина И.Е., Римская О.Н. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг. – 2006. – № 6. – С. 46-52.
7. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
8. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: Юнити-Дана, 2008. – С. 42.
9. Уорд П. Метод 360 градусов. – М.: Hippo Publishing LTD, 2006.
10. Купер Д., Робертсон И.Т., Тинлайн Г. Отбор и наем персонала. Технологии тестирования и оценки. – М.: Вершина, 2009.
11. Бирли У., Козуб Т. Оценка 360 градусов. Стратегии, тактики и техники для воспитания лидеров. – М.: Эксмо, 2009.
12. Роберт В. Эйхингер, Майкл М. Ломбардо Резюмируем знания по методике “360 градусов” // Справочник по управлению персоналом. – 2007. – №7.
13. Панькова Н.М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 312. – №6. – С. 185–189.
14. Дрантусова Н.В., Князев Е.А., Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – №1. – С. 41-44.
15. Беляев, А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. – 2007. – № 10. –С. 62-65.
16. Фирсова С.П. Формирование корпоративной культуры в образовательном пространстве технического университета. – 201 с.

1. Kilmann R.H., Saxton M.J. The Kilmann-Saxton culture-gap survey. Pittsburgh, PA: Organizational Design Consultants, 1983.
2. Kilmann R.H., Saxton M.J., Serpa R. Gaining Control of the Corporate Culture. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.
3. Alvesson M. Organizational Theory and Technocratic - 13 Consciousness: Rationality, Ideology and Quality of Work. Berlin, N.Y., 1987.
4. Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life, Reading, MA, Addison-Wesley Publishing Co, 1982; Denison D. Corporate Culture and Organizational Effectiveness. New York: John Wiley. 1989. Vasenina, I., Chernjaeva, V. Pokazateli corporativnoi culturi // Visshee obrazovanie v Rossii. 2004. №1. pp. 76 - 82.
5. Nikulina I.Y., Rimskaya О.N. - Student, prepodavatel I rabotodatel v systeme upravlenya kachestvom obrazovatelnyh uslug, 2006. № 6. pp. 46-52
6. Spivak V.А. Corporativnaya cultura.- StPbPiter, 2001. 352 p.
7. Anzupov А.Y., Covalev V.V. Socialno-psychologicheskaya ozenka personala. – M.: Uniti-Dana, 2008. – p. 42.
8. Word P. The Method of 360 Degree Feedback. – М.: Hippo Publishing LTD, 2006.
9. Kuper D., Robertson I.T., Tinlain G. Otbor I name personala. Technologii testirovania I ozenki. – M.: Vershina, 2009.
10. Birli U., Kozub T. Ozenka 360 degree. Strategii, taktici I techniki dlja vospitanya liderov. – М.: Exmo, 2009
11. Robert B. Eihinger, Micl M. Lombardo. Rezumiruem znania po methodike «360 gradusov» // Spravocnik po upravleniu personalom, 2007. - №7.
12. Pan’kova N.M. Missia universiteta v sovremennyh konzepzjah visshego universitetskogo obrazovanya // Izvestya Tomskogo politechnicheskogo universiteta. – 2008. – V. 312, №6. – pp. 185–189.
13. Drantusova N.V., Knjazev Е.А., Ozenka kachestva kak neobhodimi element (etap) upravlenja v visshem obrazovanii // Universitetskoye upravlenie: practica I analiz. 1999. №1 pp. 41-44
14. Belyaev А.. Korporativnaya cultura universiteta: ot teorii k practice // Visshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 10. pp.62-65.
15. Firsova S.P. Formirovanie corporativnoi culturi v obrazovatelnom prostranstve techicheskogo universiteta, 2011.

Загрузки

Как цитировать

Jamanbalaeva, S. E., Maulsharif, M., & Abdirayimova, G. S. (2013). Оценка деятельности преподавателя коллегами в структуре диагностики корпоративной культуры университета. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 45(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/469