Психологические особенности эмоционального интеллекта сотрудников Чс

Авторы

  • D. G. Naurzalina Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • O. Kh. Aimagambetova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • A. A. Tolegenova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • S. A. Amankeldy Актюбинский Региональный Государственный Университет им. К. Жубанова
  • Sh. Ganieva Университет «Туран»
        157 62

Ключевые слова:

ЭИ, сотрудники чрезвычайных служб, копинг-стратегия, стресс

Аннотация

Отечественными и зарубежными психологами проводились исследования взаимосвязи эмоци- ональной и когнитивной сфер психики, но по-настоящему активное внимание к данной проблеме появилось в последнее десятилетие. Однако нами не обнаружено исследований, посвященных ана- лизу влияния эмоционального интеллекта на преодоление критической, стрессовой ситуации со- трудников чрезвычайных служб, в то время как именно эмоциональный интеллект, на наш взгляд, способствует преодолению трудностей, совладению со стрессом за счет анализа и контроля эмо- ций. Этот аспект определил актуальность темы настоящего исследования. Эмоциональный интел- лект является фактором стрессоустойчивости, определяющим выбор и эффективность использова- ния копинг-стратегий. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта позволяет индивиду осознавать и контролировать собственные эмоции; межличностный компонент способствует уста- новлению эффективных отношений с другими, что влияет на динамику стрессовой ситуации. Также, изучение эмоционального интеллекта у сотрудников ЧС – важная теоретическая и практическая задача, требующая методологической разработки и эмпирических исследований. В настоящей ра- боте проведено исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у со- трудников ЧС. Как видно, эмоциональный интеллект играет существенную роль в наиболее распро- страненных типах продуктивных копинг-стратегий совладения со стрессом. Также важно отметить, что люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, объективно реже сталкиваются с критическими ситуациями (конфликт, фрустрация, стресс, кризис). Это связано с тем, что они спо- собны принимать более эффективные решения благодаря контролю собственных эмоций и управ- лению эмоциями других. Как правило, люди с высокими показателями эмоционального интеллекта более собранные, и результативнее действуют в ситуациях, предшествующих критическим: часто, вовремя собравшись, совладав с эмоциями, не допускают, например, конфликта, наступления ситу- ации, влекущей за собою кризис или стресс. Современные концепции эмоционального интеллекта (ЭИ) отражают идею единства аффек- тивных и интеллектуальных процессов. Изучение психофизиологических механизмов регуляции эмоциональных процессов является наиболее актуальным для развития теоретической концепции эмоционального интеллекта с точки зрения единства аффективных и интеллектуальных процессов. Проведенное в указанной организации исследование эмоционального интеллекта и копинг-страте- гий преодоления стресса выявило интерес и личностную активность сотрудников, направленные на данную проблему. В этой связи следующим шагом работы в данном направлении может стать разработка обучающей программы (тренингов), направленных на преодоление стресса путем раз- вития эмоционального интеллекта.

Библиографические ссылки

1. Ильин А. А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник нового века. – СПб.: Питер, 2000. С.10-18
2. Лазарус, Р., Фолкман С. Стресс, оценки и преодоления. – М., 1999. – С. 72
3. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 93-102.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. – С. 242–244.
5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измере- ние, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В.Ушакова. – М., 2004. – С. 29–36.
6. Толегенова А.А. Эмоциональный интеллект: общие понятия и его роль в жизнедеятельности человека//Вестник Каз- НУ. Серия психологии и социологии. – №4(23). – Алматы, 2007. – С.79-85.
7. salovey P., Mayer J.D.emotional intelligence // imagination, Cognition, and Personality, 1990. – vol. 9. – P. 185–211.
8. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. – М., 2009. – С.41-44
9. Mayer, J. D., & salovey, P. (1995). emotional intelligence and the construction and regulation of feelings // applied and Preventive Psychology. – 4. – 197-208.
10. salovey, P., Mayer, J. D., Goldman, s. l., turvey, C., & Palfai, t. P. (1995). emotional attention, clarity, and repair: exploring emotional intelligence using the trait meta-mood scale. in J. W. Pennebaker (ed.), emotion, disclosure, and health (p.125- 154). Washington, DC: aPa.



1. il’yin a.a. shcola vyzhyvaniya pri avariyah i stihiyniyh. – М.: izd-voMakalkova a.G. obshaya psihologiya. Uchebnik novogo veka. – sPb.: Piter, 2000. – s.10-18
2. lazarus r., Folkman s. stress, otcenky i preodoleniya. – М., 1999. – s. 72
3. Psihologiya emotciy. teksty / Pod red. v.K. vilunasa, U.b. Gipenreyter – М.: izd-vo MGU, 1993. – s. 93-102.
4. il’yin Е.P. emotcii i chuvstvaа.- sPb.: Piter, 2001. – s. 242–244.
5. lusin D.v. sovremeniye predstavleniya ob emotcionalnom intellekte // sotcialniy intellect;: teoriya, izmereniye, issledovaniya
/ pod red. D.v. lusin,D.v. Ushakov. – М., 2004. – s. 29–36.
6. tolegenova А.А. emotcionalniy intellect: obshiye ponyatiya i ego rol’ v zhiznedeyatelnosty cheloveka //vestnik KazNU, seriya psihologiya i sociologiya. – №4(23). – almaty, 2007. – s.79-85.
7. salovey P., Mayer J.D.emotional intelligence // imagination, Cognition, and Personality, 1990. – vol. 9. – P. 185–211.
8. lebedev v.i. lichnost v ekstremalnyh situatciyah. – М., 2009. – s.41-44
9. Mayer, J. D., & salovey, P. (1995). emotional intelligence and the construction and regulation of feelings // applied and Preventive Psychology. – 4. – 197-208.
10. salovey, P., Mayer, J. D., Goldman, s. l., turvey, C., & Palfai, t. P. (1995). emotional attention, clarity, and repair: exploring emotional intelligence using the trait meta-mood scale. in J. W. Pennebaker (ed.), emotion, disclosure, and health (p. 125- 154). Washington, DC: aPa.

Загрузки

Опубликован

2014-12-28

Как цитировать

Naurzalina, D. G., Aimagambetova, O. K., Tolegenova, A. A., Amankeldy, S. A., & Ganieva, S. (2014). Психологические особенности эмоционального интеллекта сотрудников Чс. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 51(4). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/444