Социально-психологические особенности развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте

Авторы

  • D. T. Ikhsanova Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
  • A. B. Aimagambetov Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
        71 27

Ключевые слова:

ценности, психология, ценностные ориентации, юность, развитие, социальный опыт, со-циальная группа, индивидуальность, социализация, модель, студенты, интегративный подход, осозна-ние, реализация, принятие, высшее учебное заведение, социальная а

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте, поскольку из-учение ценностных ориентаций данной социальной группы позволяет выявить наиболее значимые тенденции изменения ценностных ориентаций в целом. Юношеский возраст характеризуется как период, в котором пре-обладают социальные потребности, а так же интенсивно развивается система ценностных ориентаций. Цен-ностные ориентации, формируясь в специфической ситуации развития, в дальнейшем оказывают существенное воздействие на жизненный выбор. Осознание собственной индивидуальности является важным фактом соци-альной регуляции взаимоотношений с другими и самим собой. Развитие ценностных ориентаций в высшем учебном заведении обусловлено не только высокой социальной активностью студентов, но и приобретением профессиональной квалификации и компетенций будущего специалиста. Студенчество как социальная группа, являясь носителем передовых идей современного общества, в будущем может не только реализовать собствен-ные ценности, но и оказывать влияние на последующие поколения. Благодаря обучению в высшем учебном заведении, в ходе научно-исследовательской деятельности, различных видах учебной деятельности и практики у будущего специалиста формируется не только система ценностных ориентаций, но и профессиональное са-мосознание. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Поскольку от того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. В настоящее время необходимо отметить преобладание ценностей направленных на достижение личного успеха, что свидетельствует о преобладании ин-дивидуалистических тенденций. Благодаря согласованию социально и личностно значимых целей через инте-гративный подход актуализируется профессиональная направленность. Выявленные особенности ценностных ориентаций студентов позволили разработать модель на основе интегративного подхода, в которой выделены три уровня: осознание, принятие и реализацию ценностных ориентаций. Таким образом, оптимизация процесса обучения студентов-первокурсников через процесс развития ценност-ных ориентаций способствует повышению уровня психологической адаптации и включению в учебно-воспи-тательный процесс, а так же позволяет снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий.

Библиографические ссылки

1. Агеева А.В. Ценностные ориентации российской молодежи: материалы Ломоносовских чтений. – М., 2003. – Т.2. – С.21.
2. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – С.171
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
6. Божович Л.И. Изучение личности и ее формирование в онтогенезе // Проблема управления процессом формирования личности. – М., 1972. – С.7.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ. и нем. /общ. ред Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
8. Туймебаева Ж.К. Ценностные ориентации молодежи Казахстана: автореф. … канд. пед. наук. – Алматы, 1995.- 28 с.
9 Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности // В кн.: Психология личности / под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузерея. – М.: МГУ, 1982.- С.39.
10. Ткачева Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: дис. …канд. псих. наук. – М.,1983. – 154 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 1968. – 400 с.
12. Сабирова Р.Ш. Исследование динамики самосознания личности студентов современного вуза: автореф. …докт. псих. наук. – Алматы, 1997. – 25 с.
13. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. -2007. – № 4. – С.37-43.
14. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации. – М., 2003. – С. 12.
15. Козлов В.В. Интегративная психология. – М., 2007 – 252 с.
16. Маслоу А. Самоактуализация // В кн.: Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд- во МГУ, 1982. – С.208-118.

1. Ageeva A.V. Tsennostnye orientatsii rossiyskoi molodezhi: materialy Lomonosovskikh chteniy. – M., 2003. – T.2. – S.21.
2. Kon I.S. Sotsiologiya lichnosti. – M.:Politizdat, 1967. – S.C.171
3. Kon I.S. Psikhologiya yunosheskogo vozrasta. Problemy formirovaniya lichnosti. – M.: Prosveshchenie,1979. – 175 s.
4. Yanitskiy M.S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema.-Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2010. – 204 s.
5. Bratus’ B.S. Anomalii lichnosti. – M.: Mysl’, 2008. – 301 s.
6. Bozhovich L.I. Izuchenie lichnosti I usloviya ee formirovaniya v ontogeneze//Problema upravleniya protsessom formirovaniya
lichnosti. – M.,1972. – S. 7.
7. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla : sbornik/per. s angl. i nem. /obshch. red. L.Ya. Gozmana I D.A. Leont’eva. – M.; Prog-
ress, 1990. – 368 s.
8. Tuimebaeva Zh.K. Tsennostnye orientatsii molodezhi Kazakhstana:avtoreferat. …kand.ped.nauk. – Almaty,1995. – 28 s.
9. Anan’ev B.G. Nekotorye cherty psihologicheskoi struktury lichnosti // V. kn. : Psihologiya lichnosti / pod. red. Yu.B. Gippin-
reiter, A.A Puzereya. – M.: MGU, 1982. – S.39.
10. Tkacheva N.Yu. Professional’naya napravlenost’ kak lichnostnoe novoobrazovanie yunosheskogo vozrasta:dis. …kand.psikh. nauk. – M., 1983. – 154 s.
11. Bozhovich L.I. Lichnost’ I ee formirovanie v detskom vozraste. – M.: Prosveshchenie,1968. – 400 s.
12. Sabirova R.Sh. Issledovanie dinamiki samosoznaniya lichnosti studentov sovremennogo vuza: avtoref. …dokt.psikh.nauk. – Almaty, 1997. – 25 s.
13. Semenov V.E. Tsennostnye orientatsii sovremennoi molodezhi // Sotsis.-2007. №4. – S.37-43.
14. Gavrilyuk V.V., Trikoz N.A. Dinamika tsennostnykh orientatsiy v period sotsial’noi transformatsii. – M., 2003. – S. 12
15. Kozlov V.V. Integrativnaya psikhologiya. – M., 2007-252 s.
16. Maslou A. Samoaktualizatsiya // V kn.: Psikhologiya lichnosti / pod. red. Yu.B. Gippinreiter, A.A Puzereya. – M. : Izd-vo MGU, 1982. – S. 208-118.

Загрузки

Опубликован

2013-04-25

Как цитировать

Ikhsanova, D. T., & Aimagambetov, A. B. (2013). Социально-психологические особенности развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 45(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/439