Психологический анализ влияния неполной семьи на развитие ребенка

Авторы

  • D. G. Naurzalina Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова
  • O. Kh. Aimagambetova Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова
  • V. A. Ankeshova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • A. S. Aliyeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби
        86 33

Ключевые слова:

семья, самооценка, тип семейного воспитания.

Аннотация

Глобальные социальные преобразования как в нашей стране, так и за ее пределами ставят все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию, самообразованию и психическому развитию. Опыт реформирования на постсоветском простран- стве показал: одной из главных предпосылок неудачи реформ является узость социальной базы их проведения, в том числе – отторжение от их реализации значительной части молодежи. Социальная практика показывает, что в последние десятилетия произошел отрыв от семьи, ослабление роди- тельского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях. Социальное одиночество у подростков приводит к росту асоциальных неформальных подростковых групп, увеличению деви- антного поведения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Исследования психическо- го развития подростков дают возможность представить его как многогранный процесс, в котором выделяется несколько центральных составляющих, ведущих моментов, по-разному интерпретируе- мых в психологических концепциях.Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, на ребенка воздействует вся внутрисемей- ная атмосфера. Поэтому очень важно, чтобы ребенок развивался в дружной, любящей семье, где подросток будет чувствовать себя нужным и счастливым. В подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», свя- занные, прежде всего, с возрастной дистанцией. Для современного мира характерно, что он при- нимает факт разрыва между поколениями, ждет, что каждое поколение будет жить в мире с иной технологией. Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье разные функции, соот- ветственно, отцовское воспитание отличалось от материнского. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указы- вают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспиты- вались в неполной семье.

Библиографические ссылки

1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2003. – 261 с.
2. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб., 2003. – 639 с.
3. Lacharite С., Ethier L., Conture G. The influence of partners on parental stress of neglectful mothers // Child Abuse Rev. 1996. V. 5. – P. 18–34.
4. Кон И.Зачем нужны отцы?// «Звезда». – № 12. – 2006. – С.124-145.
5. Stacker С., Dunn J., Plomin R. Sibling relationships: links with child temperament, maternal behavior and family structure // Child Devel. – 1989. – N 6(3). – P. 715–727.
6. Teti D., Bond L., Gibbs E. Mothers, fathers and siblings: A comparison play styles and their influence upon infant cognitive level // J. Behav. Devel. – 1988. – N 11(4). – P. 415.
7. Колесниченко Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье. Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. / под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – Ч.2. – М., 2005. – 360 с
8. http://www.baiterek.kz/index.php?journal=48&page=892
9. http://www.nomad.su/?a=3-201009290023
10. Коробкин А.Л. Символическое моделирование образа будущего в психологическом консультировании // Качество жизни и психическое здоровье: сборник статей. – Хабаровск, 2002. – С.48-62.


1. Celuyko V.M. Psihologiya neblagopoluchnoy cem’yi. – М., 2003. – 261 s.
2. N’ukomb N. Razvitiye lichnosty rebenka. – SPb., 2003. – 639 s.
3. Lacharite С., Ethier L., Conture G. The influence of partners on parental stress of neglectful mothers // Child Abuse Rev. 1996. V. 5. P. 18–34.
4. Kon I. Zachem nuzhny otcy?// «Zvezda». – № 12. – 2006. – S.124-145.
5. Stacker С., Dunn J., Plomin R. Sibling relationships: links with child temperament, maternal behavior and family structure // Child Devel. – 1989. – N 6(3). – P. 715–727.
6. Teti D., Bond L., Gibbs E. Mothers, fathers and siblings: A comparison play styles and their influence upon infant cognitive level // J. Behav. Devel. – 1988. – N 11(4). – P. 415.
7. Kolesnichenko E.A. Sotcialno-psihologicheskiye osobennosty formirovaniya lichnosty rebenka v nepolnoy sem’ye. Tesisy vtoroy vserossiyskoy nauchnoy konferencii «Psihologicheskiye problem sovremennoy rossiyskoy sem’yi» (25-27 okty- abrya 2005g.). V 3-h chastyah./ Pod obshey redakciye doktora psihologicheskih nauk V.K. Shabel’nikova I kandidata psiho- logicheskih nauk A.G. Lidersa. – Ch.2. – М., 2005. – 360 s.
8. http://www.baiterek.kz/index.php?journal=48&page=892
9. http://www.nomad.su/?a=3-201009290023
10. Korobin A.L. Simvolicheskoye modelirovaniye obraza budushego v psihologicheskom konsultirovanii// Каchestvo zhizni и psihicheskoye zdorov’ye: sbornik statey. – Habarovsk, 2002. – S.48-62.

Загрузки

Опубликован

2014-10-28

Как цитировать

Naurzalina, D. G., Aimagambetova, O. K., Ankeshova, V. A., & Aliyeva, A. S. (2014). Психологический анализ влияния неполной семьи на развитие ребенка. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 50(3). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/384