Проблемы исследования эмоциональной сферы личности

Авторы

  • G. K. Dzhumazhanova Семей қаласының Шәкәрім атындағы мемлекеттік университеті, Қазақстан, Семей қ.
  • G. T. Dakina Семей қаласының Шәкәрім атындағы мемлекеттік университеті, Қазақстан, Семей қ.
        320 1007

Ключевые слова:

«личность», «эмоция», «эмоциональное состояние», «переживание», «чувство».

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема эмоциональной сферы личности. Изложены теоретические аспекты эмоциональной сферы личности, структура эмоций, а также методы диагностики эмоционального состояния личности. Надо отметить, что исследования эмоционального состояния личности являются очень актуальными. Обсуждение социальной природы эмоций является для психологии одной из найболее важных тем, которая требует
дальнейшей доказательной разработки. Социальная природа эмоции обосновывается через их связь с социальным миром, общением с другими людьми. Эмоции – важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов. Развитие эмоциональной сферы – задача, актуальная для каждого, но направление этого развития будет совершенно разным в зависимости от типа личности. В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. В данной статье рассмотрены зарубежные социально-психологические исследования эмоций. Опираясь на данные теоретические и эмпирические исследования, выделены основные проблемы исследования эмоционального состояния личности. В свою очередь, многие социально-психологические феномены содержат эмоциональный компонент. К основным компонентам эмоции относят чувство как осознанное переживание эмоции и эмоциональную регуляцию. Исследователи различают эмоцию как состояние и как личностную черту. Некоторые эмоции, охватывающие ряд переживаний, называются эмоциональными эпизодами. Без изучения эмоций социально-психологическое исследование будет неполным. Рассматриваются основные направления изучения эмоциональной сферы в психологии и социальной психологии. Обсуждаются ключевые вопросы социально-психологического изучения эмоциональных явлений. Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами. Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. В психологии переживание и тревога, застенчивость, стресс рассматриваются в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональный мир личности. Изменения эмоциональной сферы связаны как с физическим, так и психическим состоянием человека. В области изучения эмоционального развития личности до сих пор остается много нерешенных вопросов. Ученые отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности. Статья посвящена изучению проблем личности и эмоциональной сферы в психологии. Предлагается понимание личности как человека, которое трудно обьяснить без этого понятия. Дана психологическая характеристика эмоционального состояния человека. Раскрыт психологический механизм и приемы, методы регуляции эмоций.

Библиографические ссылки

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.,1990.
2. Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения. – М.:1996.
3. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. – М.: Наука, 1979.
4.Вильюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М. 1976.
5. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологий //Вопросы философии, 1970 №6. – С. 16-23.
6. Клапаред Е. Психология эмоций. – М., 1984.
7. Фрейд З. «Я И Оно» -Т. Б. 1991.
8. Намазбаева Ж.И. Жалпы психология. – Алматы, 2006.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб. Питер, 2002.
10. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
11. Овчарова Р.Д. Технология практического психолога образования. – М., 2000.

1. Vigotsky L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. – M., 1990.
2. Leontiev А.N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. – М.: 1996
3. Anokhin P. K. Sistemnye mekhanizmy bysshei nervnoi deyatelnosti. – M .: Nauka, 1979.
4. Vilyunas V.K. Psikhologiya emotsionalnyh yavleniy. – M., 1976
5. Vigotski L.S Spinoza I ego uchenie ob emociah v svete sovremennoi psihonevrologii. // voprosy filosofii, 1970 №6 СІ27
6. Klapared E. Psihologya emocii. Texty MGU,1984.
7. Freid Z. “Ya I Ono” – Tb 1991.
8. Namazbaeva Zh.Y. Zhalpy psyhologiya. – Almaty, 2006.
9. Izard K.E. Psihologiya emotsiy. – SPb Piter, 1999.
10. Freid Z. Psihologya bessoznatelnogo. – М, 1990.
11. Ovcharova R,D. Tehnologya prakticheskogo psihologa obrazovania. – М., 2000.
12. Leontiev A.N. Potrebnosti, motivy,emocii.Sobr. Соч в 2-х т.,т2. – М, 1983.
13. Petrovski V.A,Lichnost’ v psihologii.-R-n-d,1996.
14. Zharykbaev K.B., Sangilbayev O.S. zhantanu ataularynin sozdigi. – Almaty, 2006.
15. Berdibayeva S.K. Tulga psyhologiasi. – Almaty:2008.
16. Berezin F.B. Psihicheskaya I psihofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka. – L.: Nauka, 1988.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоций. Собр.сочин. в 2-х т. т. 2. – М. 1983.
13. Петровский В.А.Личность в психологий. – Ростов-на-Дону, 1996.
14. Жарықбаев Қ.Б., Сангилбаев О.С. Жантану атауларының сөздігі. – Алматы, 2006.
15. Бердібаева С.К. Тұлға психологиясы. – Алматы, 2008.
16. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988.

Загрузки

Как цитировать

Dzhumazhanova, G. K., & Dakina, G. T. (2016). Проблемы исследования эмоциональной сферы личности. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 49(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/377