Кросс-культурный анализ когнитивной карты жителей города Алматы и Лондона

Авторы

  • D. G. Naurzalina Актюбинский Региональный Государственный Университет им. К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • O. Kh. Aymaganbetova Актюбинский Региональный Государственный Университет им. К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • A. A. Karabalina Актюбинский Региональный Государственный Университет им. К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • M. K. Zholdassova Актюбинский Региональный Государственный Университет им. К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
        82 46

Ключевые слова:

когнитивная карта, пространственные представления, образ города, восприятие пространства.

Аннотация

Структура образа города всегда иерархична. Восприятие объектов городской среды во временной перспективе позволяет считывать информацию о городе (его историческом прошлом, доминирующих ценностях и т.д.) постепенно, организуя ее вокруг базового ядра. При этом, как правило, таким ядром становится объект городской среды, обладающий максимальным весом, наибольшей значимостью для индивида. Вся остальная информация о городе, независимо от того, несет ли она пространственные или социальные его характеристики, организуется вокруг этого системообразующего ядра. После того, как определены значимые объекты, которые, в свою очередь, являются социально обусловленными ценностными ориентирами и одновременно объектами удовлетворения потребностей реципиента, наибольший вес в его образе города приобретают те объекты городской среды, которые за счет тех или иных (чаще всего объемно-пространственных) характеристик доминируют над остальными. В последние годы в психологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей приходят к выводу о необходимости анализа познавательных процессов в том виде, который они имеют в экологически привычных условиях, в контексте естественной целенаправленной деятельности. Пространственные представления являются тем феноменом внутреннего мира человека, который связан с окружением через наиболее изученный вид активности — локомоции в среде. Субъективные представления об окружающем пространстве часто называют когнитивными картами. Согласно мнению ряда исследователей, когнитивные карты относятся к числу наиболее ранних и прочных компонентов памяти, оказывающих значительное влияние на восприятие, запоминание и преобразование пространственных сцен. У. Найссер полагает также, что именно они контролируют наше воображение. Задачей данной статьи является рассмотрение результатов проведенных в последние годы исследований пространственных представлений у человека. Одним из итогов этих исследований является возможность указать пределы правомерности их сопоставления с топографическими картами местности. В советской психологии, одной из основных сложностей является отсутствие четкой дефиниции следующих понятий: пространственная ориентировка; пространственная навигация. В западной когнитивной психологии существуют три основных понятия, описывающих восприятие реального пространства, это: когнитивная карта (cognitive map); пространственная навигация и ориентация.

Библиографические ссылки

1. Garling, T., Selart M., & Book, A. (1997). Investigation spatial choice and navigation in large-scale environments. In Foreman, N., & Gillett, R. (Eds.), Handbook of spatial research paradigms and methodologies, Volume One: Spatial Cognition in the Child and Adult. Hove: Psychology Press.
2. Siegel, A. W. & White, S. H. (1975). The development of spatial representations of large-scale environments. In H. W. Reese (Ed.), Advances in Child Development and Behavior, Volume 10. New York: Academic Press. Pp. 37-55.
3. Барабанщиков, В.А. Динамика зрительного восприятия. – М.: Наука, 1990. – 250 с.
4. Acredolo, L. P. (1983). Spatial orientation in special populations: The mentally retarded, the blind, and the elderly. In: H. L. Pick & L. P. Acredolo (Eds.), Spatial orientation: Theory, research and application. New York: Plenum Press. Pp. 143-160.
5. Downs, R. M. & Stea, D. (Eds.), (1973). Image and Environment. Cognitive Mapping and Spatial Behavior. Chicago: Aldine.
6. Denis, M., Pazzaglia, F., Cornoldi, C. & Bertolo, L. (1999). Spatial discourse and navigation: An analysis of route directions in the city of Venice. Applied Cognitive Psychology, 13, 145-174
7. Maguire, E. A., Frackiowiak, R. S. & Frith, C. D. (1997) Recalling routes around London: Activation of the right hippocampus in taxi drivers. Journal of Neuroscience, 17, 7103-7110.
8. Foreman N., Sandamas G., Human spatial cognition:curreht issues and technological developments.// Вестник Каз Ну. Серия психологии и социологии. – Алматы: Қазақ университеті, 2002 –С. 38-48
9. Cherney, I. D., Jagarlamudi, K., Lawrence, E., & Shimabuku, N. (2003). Experiential factors on sex differences in mental rotation. Perceptual & Motor Skills, 96, 1062-1070
10. Brabec, C., & Runco, D. (2008). Mapping out spatial ability: Sex differences in way-finding navigation . Perceptual and Motor Skills, 107, 747-760.
11. Neff, N. L. (2004). Role of strategies and prior exposure in mental rotation. Perceptual and Motor Skills, 98, 1269-1282.
12. Dan A. J. The menstrual cycle and sex-related differences in cognitive variability // Witting M. A., Peterson A. C. (eds.) Sex related differences in cognitive functioning: Developmental issues. N. Y., 1979. P. 241—260.

1. Garling, T., Selart M., & Book, A. (1997). Investigation spatial choice and navigation in large-scale environments. In Foreman, N., & Gillett, R. (Eds.), Handbook of spatial research paradigms and methodologies, Volume One: Spatial Cognition in the Child and Adult. Hove: Psychology Press.
2. Siegel, A. W. & White, S. H. (1975). The development of spatial representations of large-scale environments. In H. W. Reese (Ed.), Advances in Child Development and Behavior, Volume 10. New York: Academic Press. Pp. 37-55.
3. Barabanshikov V. A. Dinamika zritel’nogo vospriyatiya. – М.: Nauka, 1990. – 250 S.
4. Acredolo, L. P. (1983). Spatial orientation in special populations: The mentally retarded, the blind, and the elderly. In: H. L. Pick & L. P. Acredolo (Eds.), Spatial orientation: Theory, research and application. New York: Plenum Press. Pp. 143-160.
5. Downs, R. M. & Stea, D. (Eds.), (1973). Image and Environment. Cognitive Mapping and Spatial Behavior. Chicago: Aldine.
6. Denis, M., Pazzaglia, F., Cornoldi, C. & Bertolo, L. (1999). Spatial discourse and navigation: An analysis of route directions in the city of Venice. Applied Cognitive Psychology, 13, 145-174
7. Maguire, E. A., Frackiowiak, R. S. & Frith, C. D. (1997) Recalling routes around London: Activation of the right hippocampus in taxi drivers. Journal of Neuroscience, 17, 7103-7110.
8. Foreman N., Sandamas G., Human spatial cognition:curreht issues and technological developments.// Vestnik KazNU. Seriya psikhologii i sociologii. – Almaty: Kazak universitety, 2002 –S. 38-48
9. Cherney, I. D., Jagarlamudi, K., Lawrence, E., & Shimabuku, N. (2003). Experiential factors on sex differences in mental rotation. Perceptual & Motor Skills, 96, 1062-1070
10. Brabec, C., & Runco, D. (2008). Mapping out spatial ability: Sex differences in way-finding navigation . Perceptual and Motor Skills, 107, 747-760.
11. Neff, N. L. (2004). Role of strategies and prior exposure in mental rotation. Perceptual and Motor Skills, 98, 1269-1282.
12. Dan A. J. The menstrual cycle and sex-related differences in cognitive variability // Witting M. A., Peterson A.C. (eds.) Sex related differences in cognitive functioning: Developmental issues. N. Y., 1979. P. 241-260.

Загрузки

Как цитировать

Naurzalina, D. G., Aymaganbetova, O. K., Karabalina, A. A., & Zholdassova, M. K. (2016). Кросс-культурный анализ когнитивной карты жителей города Алматы и Лондона. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 49(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/310