Психологические особенности чувства сорадования младших школьников

Авторы

  • N. S. Аkhtaeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • E. A. Тokhniyazova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
        76 36

Ключевые слова:

чувство сорадования, реальное чувство сорадования, воображаемое чувство сорадо-вания, младшие школьники, динамическая модель.

Аннотация

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со свер-стниками. Особенно актуально в младшем школьном возрасте, т.к. это особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни младшего школь-ника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Отношения ребенка в процессе своего развития способны принимать форму гуманных отношений - ценностного образования связей ребенка с миром, переживаемых им как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, защиты, помощи. «Чужая радость так же, как своя» - вот формула сорадования, раскрывающая его центральный механизм – идентификацию с другим как антизависть к успешному, удачливому, счастливому.В данной статье приведена динамическая модель чувства сорадования младших школьников, которая опирается на результаты экспериментальной работы авторов. Дано подробное описание одной из рабо-чих методик «Если бы я был волшебником...» и анализ данных.Исследования В.В. Абраменковой показали, что чувство сорадования детей до 7 лет является целост-ным. В нашем исследовании мы увидели распад чувства сорадования на реальное и воображаемое. Под реальным чувством сорадования мы подразумеваем мало контролируемое вербальное и невер-бальное поведение.Под воображаемым чувством сорадования подразумевается контролируемое поведение, такое, как письмо, где младшим школьникам предлагалось описать свое поведение в воображаемой ситуации. Реальное чувство сорадования понижается от класса к классу. Причина состоит в том, что ценности ре-бенка все более основываются на индивидуальности и собственичестве. Реальное чувство сорадование проявляется в поведении учеников, их экспрессивных высказываниях и жестах. Воображаемое чувство сорадования увеличивается от класса к классу. Причина состоит в том, что от года к году ребенок, все более социализируясь, узнает все большее количество социальных требований и норм. На этом основывается социально желаемое поведение, которое обуславливает увеличение во-ображаемого чувства сорадования. Развитие реального чувства сорадования необходимо для успешного взаимодействия среди сверстни-ков, что способствует развитию ребенка. 

Библиографические ссылки

1. Смирнова Е.О. Истоки отзывчивости // Психологическая наука и образование. – 2001. – №2. – С. 50-58.
2. Усманова Ж. Этико-экологическое воспитание старших дошкольников средствами природы в детском саду // Поиск. – 2010. – № 2. – С. 244 -253.
3. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Речь, 2004. - 276 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности 2-е изд. / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, Воронеж- НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
5. Лисина М.Я., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 76 с.
6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. № 6. – С.5-15.
7. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 70-78.
8. Betwixt & Between Patterns of Masculine and Feminine Initiation / Ed Louise Mahndi, La Salle, Illinois, 1987. - 513 pages.
9. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
10. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: ЭКО, 1999. – 224 с.

1. Smirnova E.O. Istoki otzyvchivosti // Psikhologicheskaya nauka iI obrazovanie. – 2001. – №2. – S. 50-58.
2.Usmanova Zh. Etiko-ekologicheskoe vospitanie starshikh doshkol`nikov sredstvami prirody v detskom sadu // Poisk. – 2010. – № 2. – S. 244 -253
3. Osorina M.V. Sekretnyy mir detey v prostranstve mira vzroslykh. – SPb.: Rech`, 2004. - 276 s.
4. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti 2-е izd. / Pod red. D.I. Fel`dshteyna - М.: Institut prakticheskoy psikhologii, - NPO «MODEK», 1997. – 352 s.
5. Lisina M.Ya., Sher`yazdanova Kh.T. Specifika vospriyatiya i obshchenia u doshkol`nikov. – Alma-Ata: Mektep, 1989. – 76 s.
6. Smirnova E.O. Stanovlenie mezhlichnostnykh otnosheniy v rannem ontogeneze // Voprosy psikhologii. – 1994. – № 6. – S. 5-15.
7. Аbramenkova V.V. Polovaya differentsiatsiya i mezhlichnostnye otnosheniya v detskoy gruppe // Voprosy psikhologii. – 1987.– № 5. – S. 70-78.
8. Betwixt & Between Patterns of Masculine and Feminine Initiation / Ed Louise Mahndi, La Salle, Illinois, 1987. – 513 pages.
9. Аbramenkova V.V. Sotsial`naya psikhologiya detstva: Uchebnoe posobie – М.: PER SE, 2008. – 431 s.
10. Аbramenkova V.V. Soradovanie i sostradanie v detskoy kartine mira. – М.: EKO, 1999. – 224 s.

Загрузки

Как цитировать

Аkhtaeva N. S., & Тokhniyazova E. A. (2013). Психологические особенности чувства сорадования младших школьников. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 44(1). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/308