БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В КАЗАХСТАНЕ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
Болонский процесс, интеграция, реформы об разования, экспертное интервью. болон үрдісі, білім беру реформалары, эксперттік сұхбат.Аннотация
В настоящее время Болонский процесс является основным механизмом реформы высшего образования в Европе, равно как и интеграционным начинанием. Задача процесса – создание европейского пространства высшего образования, что приведет к возникновению поистине панъевропейского интеграционного проекта в этой области. Подводя итоги об оценке качества казахстанского образования, можно отметить, что в отношении основных критериев реализации структурных компонентов Болонского процесса Казахстаном уже на нынешнем этапе достигнуты ощутимые результаты. Все позитивные тенденции в тоже время не освобождают реформационные процессы в казахстанском образовании от проблем и трудностей. Сами по себе реформы, будучи вызваны изменениями в жизни общества, требуют в свою очередь опоры на систему показателей или индикаторов, свидетельствующих об эффективности/неэффективности полученных результатов и соответственно дающих возможность осуществить их своевременную координацию или конкретизацию. Болон үрдісі Еуропадағы жоғары білім беру жүйесін реформалаудың маңызды механизмі бола отырып, интеграциялық бастама ретінде де айқындалады. Үрдіс міндеті жоғары білім беру жүйесінің еуропалық кеңістігін құру және осы салада шынайы панъеуропалық интеграциялық жоба дамуының бастамасын қалыптастыру. Болон үрдісінің негізгі ережелерін жүзеге асыра отырып Еуропа мемлекеттері бірқатар қиыншылықтармен кездесті: ұлттық модельдер мен жалпыеуропалық идеалдарын өзара сәйкестендіру мен тиімді бағыттарды таңдау мәселелері. Қазақстан 90шы жылдардың аяғынан бастапақ, еуропалық серіктестермен өзара байланыста болды, Болон үрдісі формуласына сәйкес білім беру жүйесін модернизациялауға талпыныстар жасады. Өзгерістердің негізгі аргументі ретінде білім беру сапасын, жоо автономиясын, ғылыми зерттеу тәуелсіздігін арттыру мен қаржыландырудың жаңа схемаларын қолдану мүмкіншіліктері алға тартылды. 2010 жылдан бастап, біздің елімізде жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру модельдері бірыңғайланды. Ұлттық аккредитациялық орталық ашылды, 2012 жылы ол ҚР білім беру мен ғылым министрлігі жанындағы Болон үрдісі мен академиялық ұтқырлық орталығына айналды. Әрбір жоо-да академиялық ұтқырлық бойынша бөлімдер ашылды, Болон үрдісі бойынша студенттік ұйымдар құрылды.Библиографические ссылки
1 Мухамеджанов Б.Г., Абдирайымова Г.С. Высшее образование в Казахстане: социальные практики, субъекты и инте- ресы (по результатам социологического исследования). – Алматы, 2011. – 143 с.
2 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // http://www.edu.gov.kz/
3 Mutanov G., Burkitbayev M., Ibrayeva G., Abdiraiymova G. Kazakhstan in the European Higher Education Area(EHEA) // Journal of the European Higher Education Area. – 2013. – №3. – P. 67-91.
4 Реализации Болонского процесса в странах Tempus (2009-2010). – Брюссель, март 2010.
5 The Bologna Process: Trends 2010 – A decade of change in European Higher Education (2010) // http://www.iu.qs. com/2010/07/27/the-bologna-process-trends-2010-%E2%80%93-a-decade-of-change-in-european-higher-education/
6 Seguillon P.L. Kazakhstan Pivot de l’Eurasie. – Paris: Prestige Communication, October 2010. – 235 p.
7 Лифанова Т.Ю., Веревкин А.В. Европейское пространство высшего образования и приоритеты болонского процес- са в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – № 2(53). – С. 171-175.
1 Muhamedzhanov B.G., Abdirajymova G.S. Vysshee obrazovanie v Kazahstane: social’nye praktiki, sub#ekty i interesy (po rezul’tatam sociologicheskogo issledovanija). – Almaty, 2011. – 143 s.
2 Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020 gody // http://www.edu.gov.kz/
3 Mutanov G., Burkitbayev M., Ibrayeva G., Abdiraiymova G. Kazakhstan in the European Higher Education Area(EHEA) // Journal of the European Higher Education Area. – 2013. – №3. – P. 67-91.
4 Realizacii Bolonskogo processa v stranah Tempus (2009-2010). – Brjussel’, mart 2010.
5 The Bologna Process: Trends 2010 – A decade of change in European Higher Education (2010) // http://www.iu.qs. com/2010/07/27/the-bologna-process-trends-2010-%E2%80%93-a-decade-of-change-in-european-higher-education/
6 Seguillon P.L. Kazakhstan Pivot de l’Eurasie. – Paris: Prestige Communication, October 2010. – 235 p.
7 Lifanova T.Ju., Verevkin A.V. Evropejskoe prostranstvo vysshego obrazovanija i prioritety bolonskogo processa v Kazah- stane // Vestnik KazNU. Serija psihologii i sociologii. – 2015. – № 2(53). – S. 171-175.
2 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // http://www.edu.gov.kz/
3 Mutanov G., Burkitbayev M., Ibrayeva G., Abdiraiymova G. Kazakhstan in the European Higher Education Area(EHEA) // Journal of the European Higher Education Area. – 2013. – №3. – P. 67-91.
4 Реализации Болонского процесса в странах Tempus (2009-2010). – Брюссель, март 2010.
5 The Bologna Process: Trends 2010 – A decade of change in European Higher Education (2010) // http://www.iu.qs. com/2010/07/27/the-bologna-process-trends-2010-%E2%80%93-a-decade-of-change-in-european-higher-education/
6 Seguillon P.L. Kazakhstan Pivot de l’Eurasie. – Paris: Prestige Communication, October 2010. – 235 p.
7 Лифанова Т.Ю., Веревкин А.В. Европейское пространство высшего образования и приоритеты болонского процес- са в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2015. – № 2(53). – С. 171-175.
1 Muhamedzhanov B.G., Abdirajymova G.S. Vysshee obrazovanie v Kazahstane: social’nye praktiki, sub#ekty i interesy (po rezul’tatam sociologicheskogo issledovanija). – Almaty, 2011. – 143 s.
2 Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020 gody // http://www.edu.gov.kz/
3 Mutanov G., Burkitbayev M., Ibrayeva G., Abdiraiymova G. Kazakhstan in the European Higher Education Area(EHEA) // Journal of the European Higher Education Area. – 2013. – №3. – P. 67-91.
4 Realizacii Bolonskogo processa v stranah Tempus (2009-2010). – Brjussel’, mart 2010.
5 The Bologna Process: Trends 2010 – A decade of change in European Higher Education (2010) // http://www.iu.qs. com/2010/07/27/the-bologna-process-trends-2010-%E2%80%93-a-decade-of-change-in-european-higher-education/
6 Seguillon P.L. Kazakhstan Pivot de l’Eurasie. – Paris: Prestige Communication, October 2010. – 235 p.
7 Lifanova T.Ju., Verevkin A.V. Evropejskoe prostranstvo vysshego obrazovanija i prioritety bolonskogo processa v Kazah- stane // Vestnik KazNU. Serija psihologii i sociologii. – 2015. – № 2(53). – S. 171-175.
Загрузки
Как цитировать
Abdiraiymova, G. S., Kenzhakimova, G. A., Burkhanova, D. K., & Serikzhanova, S. S. (2015). БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В КАЗАХСТАНЕ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 55(4). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/251
Выпуск
Раздел
Социология