ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ«ИМПУЛЬСИВНОСТЬ-РЕФЛЕКТИВНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Студенттердің білімдік-танымдық қызметіндегі когнитивті қатынас стилінде «Импульсивті-рефлективті» мотивация
Ключевые слова:
учебно-познавательная деятельность, когнитивный стиль, импульсивность-рефлективность, мотивация, саморегуляция, планирование, оценка результатов, самостоятельность. Оқу-танымдық іс-әрекет, когнитивті стиль, импульсивтілік-рефлективтік, мотивация.Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о соотношении когнитивного стиля «Импульсивность-рефлективность», мотивации и саморегуляции учебно-познавательной деятельности первокурсников. Целью настоящей научной статьи является выявление соотношения когнитивного стиля в контексте импульсивности и рефлективности, мотивации и саморегуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся. Структура статьи предполагает разделение ее содержания на три основных раздела: введения, основной части, заключения. Во введении авторы обосновывают актуальность проведенного исследования. Рассмотрены базовые понятия, используемые в настоящей научной статье: учебно-познавательная деятельность, мотивация учебно познавательной деятельности, саморегуляция, когнитивные стили, импульсивность, рефлективность. Авторы указывают роль названных понятий в учебно-познавательной деятельности студентов. Берілген мақалада 1-курс студенттерінің білімдік-танымдық қызметіндегі когнитивті қатынас стилінде « Импульсивті-рефлективті» мотивациясы және өзін-өзі реттеуі қарастырылады. Ғылыми мақаланың мақсаты-білім алушылардың білімді-танымды бағыттағы когнитивті стильге қатысты контексте импульсивтілікті және рефлективтілікті, мотивация және өзің-өзі реттеуді анықтау. Мақаланың құрылымы оның мазмұнын 3 негізгі бөлімге бөлуге негізделеді: кіріспе, негізгі бөлім, қорытынды. Кіріспеде автор жүргізілген зерттеудің өзектілігін негіздейді. Ғылыми мақалада қолданылатын базалық түсініктер: білімдік-танымдық қызметі, білімдік-танымдық қызметтің мотивациясы, өзін-өзі реттеу, когнитивті стиль, импульсивтілік, рефлективтілік. Авторлар студенттердің білімді-танымдық қызметінде аталған түсініктердің міндетін көрсетеді. Сонымен бірге негізгі бөлімде жүргізілген зерттеу әдістерінің сипаттамасы, оның ішінде Т.И. Ильиннің «ЖОО-дағы оқыту мотивациясы», В.И. Муросановтың « Жүріс-тұрыстың өзін-өзі реттеуінің стилі» сауалнамасы, Д.Ж. Каганның «Ұқсас суреттерді салыстыру» тестісі бар. Зерттеу таңдамасын 18-19 жас аралығындағы 1 курс студенттерінің 110 адамы құрады.Библиографические ссылки
1.Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года //Виртуальная библиотека образовательных ресурсов Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова: [http://www.vkgu.kz]. URL: library. vkgu.kz/virtualibrary/kon_2015.shtm (дата обращения 15.11.2014).
2.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика URL: mexalib.com/view/18476 (дата обращения 15.11.2014).
3.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 1998. – 191 с.
4.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) //Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 5–12.
5.Беловол Е.В. Когнитивные стили: функциональный подход //Вестник РУДН: Серия Психология и педагогика. – 2007. – № 3- 4. – С. 20-30.
6.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
7.Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. URL: http://www. voppsy.ru/issues/1989/896/896140.htm (дата обращения 15.11.2014).
8.Ткаченко Н. С. Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности студентов и их мотивации обучения в вузе //Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 382-384.
9.Ильина Т.И. Мотивация обучения в вузе: Учебное пособие //Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко//Практикум по возрастной психологии:– СПб: Речь, 2010. – С.491-493.
10.Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека //Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 118-127.
11.Тест «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана // Виртуальная библиотека: [http://psylab.info]. URL: Тест_«Сравнение_похожих_рисунков»
1.The concept of Education of the Republic of Kazakhstan up to 2015 year // The virtual library of educational resources of
S.Amanzholov East Kazakhstan State University:[http://www.vkgu.kz]. URL: library.vkgu.kz/virtualibrary/kon_2015.shtm (access 11.15.2014).
2.Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psychology and Pedagogy URL: mexalib.com/view/18476 (access 15.11.2014).
3.Morosanova V.I. Individual style of self-regulation: the phenomenon, structure and function in arbitrary human activity. – M .: Sciense, 1998 - 191 p.
4.Konopkin O.A. Psychic Self-Regulation of arbitrary human activity (structural-functional aspect) // Questions of psychology.– 1995. – №1. – P. 5-12.
5.Belovol E.V. Cognitive styles: a functional approach // Journal of People’s Friendship University: Series of Psychology and Pedagogy. – 2007. – № 3- 4. – Pp. 20-30.
6.Kholodnaya M.A. Cognitive styles. On the nature of the individual mind. – St. Petersburg: St. Petersburg, 2004. – 384 p.
7.Kornilov T.V., Paramei G.V. Approaches to the study of cognitive styles: twenty years later. URL: http://www.voppsy.ru/ issues/1989/896/896140.htm (access 15.11.2014).
8.Tkachenko N.S. Interrelation between style of self-learning activities of students and their learning motivation in high
school // Young scientist. – 2012. – №4. – Pp. 382-384.
9.Iljina T.I. Motivation of training in high school // Workshop on psychology: Textbook // Ed. L.A. Golovey, E.F. Rybalko.
– St. Petersburg: Speech, 2010. - Pp. 491-493.
10.Morosanova V.I., Konoz E.M. Stylistic self-regulation of human behavior // Questions of psychology. – 2000. – № 2. – Pp. 118-127.
11.The test «Compare similar figures» J. Kagan // Virtual Library: [http://psylab.info]. URL: Test_«Compare _ similar _ figures» (access 01.22.2015).
2.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика URL: mexalib.com/view/18476 (дата обращения 15.11.2014).
3.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 1998. – 191 с.
4.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) //Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 5–12.
5.Беловол Е.В. Когнитивные стили: функциональный подход //Вестник РУДН: Серия Психология и педагогика. – 2007. – № 3- 4. – С. 20-30.
6.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
7.Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. URL: http://www. voppsy.ru/issues/1989/896/896140.htm (дата обращения 15.11.2014).
8.Ткаченко Н. С. Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности студентов и их мотивации обучения в вузе //Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 382-384.
9.Ильина Т.И. Мотивация обучения в вузе: Учебное пособие //Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко//Практикум по возрастной психологии:– СПб: Речь, 2010. – С.491-493.
10.Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека //Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 118-127.
11.Тест «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана // Виртуальная библиотека: [http://psylab.info]. URL: Тест_«Сравнение_похожих_рисунков»
1.The concept of Education of the Republic of Kazakhstan up to 2015 year // The virtual library of educational resources of
S.Amanzholov East Kazakhstan State University:[http://www.vkgu.kz]. URL: library.vkgu.kz/virtualibrary/kon_2015.shtm (access 11.15.2014).
2.Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psychology and Pedagogy URL: mexalib.com/view/18476 (access 15.11.2014).
3.Morosanova V.I. Individual style of self-regulation: the phenomenon, structure and function in arbitrary human activity. – M .: Sciense, 1998 - 191 p.
4.Konopkin O.A. Psychic Self-Regulation of arbitrary human activity (structural-functional aspect) // Questions of psychology.– 1995. – №1. – P. 5-12.
5.Belovol E.V. Cognitive styles: a functional approach // Journal of People’s Friendship University: Series of Psychology and Pedagogy. – 2007. – № 3- 4. – Pp. 20-30.
6.Kholodnaya M.A. Cognitive styles. On the nature of the individual mind. – St. Petersburg: St. Petersburg, 2004. – 384 p.
7.Kornilov T.V., Paramei G.V. Approaches to the study of cognitive styles: twenty years later. URL: http://www.voppsy.ru/ issues/1989/896/896140.htm (access 15.11.2014).
8.Tkachenko N.S. Interrelation between style of self-learning activities of students and their learning motivation in high
school // Young scientist. – 2012. – №4. – Pp. 382-384.
9.Iljina T.I. Motivation of training in high school // Workshop on psychology: Textbook // Ed. L.A. Golovey, E.F. Rybalko.
– St. Petersburg: Speech, 2010. - Pp. 491-493.
10.Morosanova V.I., Konoz E.M. Stylistic self-regulation of human behavior // Questions of psychology. – 2000. – № 2. – Pp. 118-127.
11.The test «Compare similar figures» J. Kagan // Virtual Library: [http://psylab.info]. URL: Test_«Compare _ similar _ figures» (access 01.22.2015).
Загрузки
Как цитировать
Sabirova, R. S., & Lasareva, Y. A. (2015). ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ«ИМПУЛЬСИВНОСТЬ-РЕФЛЕКТИВНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Студенттердің білімдік-танымдық қызметіндегі когнитивті қатынас стилінде «Импульсивті-рефлективті» мотивация. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 52(1). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/230
Выпуск
Раздел
Психология