Когнитивные способности: особенности развития и взаимосвязь с экзекутивным контролем

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202594304
        10 4

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме интегративного подхода в изучении когнитивных способностей с применением  психофизиологических и психометрических методов. Рассмотрены результаты современных исследований когнитивных способностей, проведённые с использованием методов когнитивной нейронауки. Целью данного исследования является выявление возрастных особенностей когнитивных способностей,  экзекутивного контроля и их взаимосвязь. В исследовании приняло участие 180 детей и подростков в возрасте от 7 до 20 лет в пяти возрастных группах детей и подростков (7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет, 16-18 лет и 19-20 лет). Психометрические измерения показателей интеллекта проводилось с помощью методики Векслера Wechsler Intelligence Scale for Children – детская версия и Wechsler Adult Intelligence Scale -взрослая версия. Поведенческие исследования заключались в выполнении участниками теста нейросетей внимания (ТНВ) для определения показателей экзекутивного контроля, бдительности и ориентировки.

Полученные данные показали возрастные особенности вербального/невербального интеллекта и общего интеллекта, которые свидетельствовали о процессе акселерации. Однако, не исключается возможность влияния выборок и использования двух адаптированных к определенному возрасту видов тестирования. Достоверные корреляции между отдельными субшкалами IQ и показателями ТНВ указывают на наличие влияния экзекутивного контроля на когнитивные способности. В то же время необходимо отметить, что конструкт интеллекта имеет свою специфику и сложность.

Таким образом, исследование возрастных особенностей интеллекта обеспечивает новую перспективу для психологов и нейробиологов, позволяя комплексно подойти к вопросам развития и поддержки умственного потенциала на разных возрастных этапах. В рамках развития умственного потенциала возрастает актуальность исследования, которая заключается в необходимости более глубокого понимания возрастных особенностей интеллекта.

Ключевые слова: когнитивные способности, внимание, экзекутивный контроль, ТНВ, IQ.

Биографии авторов

М. Ерденова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

докторант образовательной программы 8D03107-Психология, КазНУ им. Аль–Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: meruert_beken@mail.ru

Г. Датхабаева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Associate Professor, Department of Biophysics, Biomedicine and Neuroscience, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan, e-mail: gaukhar.datkhabayeva@kaznu.edu.kz

М. Жолдасова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

қауымдастырылған профессор, Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, Алматы, Қазақстан, e-mail: zholdassova@kaznu.kz

И. Ахметов, Ливерпульский университет им. Джона Мурса, Ливерпуль, Великобритания

доктор медицинских наук, Ливерпульский университет им. Джона Мурса, Ливерпуль, Великобритания, e-mail: genoterra@mail.ru

А. Кустубаева , Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

(автор -корреспондент) - кандидат биологических наук, профессор, КазНУ им. Аль–Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: almkusto@kaznu.kz

Загрузки

Как цитировать

Ерденова, М., Датхабаева, Г., Жолдасова, М., Ахметов, И., & Кустубаева , А. (2025). Когнитивные способности: особенности развития и взаимосвязь с экзекутивным контролем. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 94(3), 38–50. https://doi.org/10.26577/JPsS202594304