Когнитивные способности: особенности развития и взаимосвязь с экзекутивным контролем
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS202594304Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме интегративного подхода в изучении когнитивных способностей с применением психофизиологических и психометрических методов. Рассмотрены результаты современных исследований когнитивных способностей, проведённые с использованием методов когнитивной нейронауки. Целью данного исследования является выявление возрастных особенностей когнитивных способностей, экзекутивного контроля и их взаимосвязь. В исследовании приняло участие 180 детей и подростков в возрасте от 7 до 20 лет в пяти возрастных группах детей и подростков (7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет, 16-18 лет и 19-20 лет). Психометрические измерения показателей интеллекта проводилось с помощью методики Векслера Wechsler Intelligence Scale for Children – детская версия и Wechsler Adult Intelligence Scale -взрослая версия. Поведенческие исследования заключались в выполнении участниками теста нейросетей внимания (ТНВ) для определения показателей экзекутивного контроля, бдительности и ориентировки.
Полученные данные показали возрастные особенности вербального/невербального интеллекта и общего интеллекта, которые свидетельствовали о процессе акселерации. Однако, не исключается возможность влияния выборок и использования двух адаптированных к определенному возрасту видов тестирования. Достоверные корреляции между отдельными субшкалами IQ и показателями ТНВ указывают на наличие влияния экзекутивного контроля на когнитивные способности. В то же время необходимо отметить, что конструкт интеллекта имеет свою специфику и сложность.
Таким образом, исследование возрастных особенностей интеллекта обеспечивает новую перспективу для психологов и нейробиологов, позволяя комплексно подойти к вопросам развития и поддержки умственного потенциала на разных возрастных этапах. В рамках развития умственного потенциала возрастает актуальность исследования, которая заключается в необходимости более глубокого понимания возрастных особенностей интеллекта.
Ключевые слова: когнитивные способности, внимание, экзекутивный контроль, ТНВ, IQ.