Стратегии и мотивы выбора будущей профессии школьников старших классов

Авторы

  • А. Сарсенова Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-0265-9506
  • М. Садырова Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8016-6278
  • А. Мальцева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0003-1322-6255

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202593209
        37 28

Аннотация

Выбор профессии означает самоопределение старшеклассников относительно направления их будущей работы. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников и выбора профессии не теряет своей актуальности. Эффективное осуществление профессиональной ориентации является одним из важнейших показателей, залогом будущего трудоустройства молодежи и конкурентных позиций на рынке труда. В связи с этим необходимы социологические исследования, позволяющие выявить различные факторы, влияющие на выбор школьниками конкретных направлений профессии. Цель исследования: выявить стратегии и мотивы старшеклассников в выборе будущей профессии.

По результатам социологического исследования наиболее важными характеристиками будущей профессии и работы для старшеклассников являются: высокий уровень оплаты труда, наличие возможности реализовать себя, возможность карьерного роста, наличие большого количества рабочих мест по данной специальности. При выборе будущей профессии по языку обучения «высокая заработная плата» является одним из важнейших мотивов для учащихся, обучающихся на казахском и русском языках. Определено, что количество образовательных грантов не столь важно для школьников специализированных школ, а для старшеклассников общеобразовательной школы - не менее важно. Большинство старшеклассников уже определились со своей будущей профессией. Это показывает, что их стратегии выбора профессии четко сформулированы. Старшеклассники специализированных школ лучше осведомлены об изменениях на рынке труда и спросе на определенные профессии, чем школьники общеобразовательных школ.

Определение стратегий и мотивов при выборе профессии может быть полезным для образовательных учреждений и руководителей при разработке эффективных стратегий для школьников при будущего выбора профессии и принятия профессиональных решений. Однако эти мотивы могут различаться в зависимости от социально-экономических обстоятельств.

Ключевые слова: старшеклассники, молодежь, профессия, выбор будущей профессии, мотив, стратегия

Биографии авторов

А. Сарсенова, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Алматы, Казахстан

(автор-корреспондент) - PhD, ассоц. профессор кафедры Истории Казахстана и СГД, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Алматы, Казахстан, e-mail: assel.sarsenova@inbox.ru

М. Садырова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: msadirova58@mail.ru

А. Мальцева, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

доктор социологических наук, доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: st801923@spbu.ru

Загрузки

Как цитировать

Сарсенова, А. ., Садырова, М. ., & Мальцева, А. . (2025). Стратегии и мотивы выбора будущей профессии школьников старших классов . Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 93(2), 104–115. https://doi.org/10.26577/JPsS202593209