ВЛИЯНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ НА САМООЦЕНКУ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v88.i1.02
        172 100

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь самооценки с настойчивостью, оптимизмом, активностью и ответственностью. Авторами был проведен анализ научной литературы, для того, чтобы глубже изучить самооценку для ее улучшения. Актуальность данного исследования определяется тем, что самооценка формирует представление о себе, является важным регулятором поведения и влияет на все сферы жизни личности. От нее зависит качество жизни, эффективность и самореализация личности. Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки, взаимосвязь с настойчивостью и определение ее социально-психологических факторов. 

В исследовании приняли участие 200 студентов в возрасте от 18 до 23 лет из шести университетов Казахстана. Было использовано пять диагностических методик: Шкала самооценки Розенберга; Шкала оптимизма и активности, AOS; Опросник Карвера-Уайта, BIS/BAS; Исследование локуса контроля (Роттер); Опросник Hexaco PI-R60. Результаты проведенного исследования показали взаимосвязь самооценки с такими показателями как оптимизм и активность, коммуникабельность и ответственность. Влияние на самооценку таких факторов как спорт, вера в себя, поддержка родителей, довольство внешностью и учебой, академическая успеваемость, суицидальные мысли и одиночество. Согласно эмпирическому анализу, обнаружена склонность респондентов завышать свою самооценку. В статье рассмотрены особенности студентов их ценности и другие показатели. Исследование показало, что одинокими себя чувствуют 23,5% студентов, почти столько же студентов думают о суициде. Таким образом, данное исследование позволяет получить новые знания о самооценке и ее взаимосвязи с другими психологическими факторами. Оно внесло вклад в понимание роли самооценки в формировании представления о себе и поведении личности, а также представляет практическую ценность для разработки психологических программ и методик работы с самооценкой студентов.

Ключевые слова: самооценка, вера в себя, оптимизм, активность, настойчивость.

Биографии авторов

Н. Ауельбекова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, Алматы

(автор-корреспондент) - докторант кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, Казахстан, Алматы, e-mail: nazgul_auelbekov@mail.ru

Н. Ахтаева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, Алматы

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, Казахстан, Алматы, e-mail: nadiyans@mail.ru

Д. Клепиков, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Казахстан, Алматы

докторант кафедры клинической фармакологии Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова, Казахстан, Алматы, e-mail: klepikov.d@mail.ru 

З. Садвакасова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, Алматы

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, Казахстан,  Алматы, e-mail: zuhra76@mail.ru

Х. Абдурахмонов, Ташкентский фармацевтический институт, Узбекистан, Ташкент

доктор философских наук, доцент кафедры социальных наук Ташкентского фармацевтического института, Узбекистана, Ташкент, e-mail: hasanabdurahmonov1991@mail.ru

Загрузки

Как цитировать

Ауельбекова N. ., Ахтаева N. ., Клепиков D. ., Садвакасова Z. ., & Абдурахмонов H. (2024). ВЛИЯНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ НА САМООЦЕНКУ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 88(1), 16–27. https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v88.i1.02