ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ КАЗНУ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v88.i1.01

Аннотация

 

Актуальность данной статьи определяется возросшим масштабом психологических и психосоциальных проблем, детерминированных возрастанием межэтнической и межконфессиональной напряженности, а также усилением процессов религиозной идентификации и ее влиянием на ценностные ориентации, приведших к трансформациям в нравственной сфере.

В связи с этим целью статьи стало изучение особенностей взаимосвязи религиозной идентичности и ценностных ориентаций современных казахстанских студентов (на примере студентов КазНУ им. аль-Фараби). Для реализации данной цели был использован методический инструментарий, включающий, опросник «Компоненты религиозной идентичности», «Ценностный опросник (PVQ-R2)» и «Методику изучения ценностей». Верификация результатов исследования показала, что религиозная идентичность студентов, принадлежащих к наиболее распространённым в Казахстане конфессиям –мусульманству и православному христианству имеет много общего и в тоже время определяется различиями. Для студентов-мусульман наиболее актуальны социальные аспекты религиозной идентичности. Религиозная идентичность студентов, исповедующих христианство, отличается более индивидуальной и менее этноконфессиональной направленностью. Общей тенденцией, объединяющей обе конфессиональные группы, является наличие направленности религиозной идентичности на защиту от тревоги и беспокойства (через взаимосвязь ее внешних компонентов с соответствующими ценностными ориентациями). Статья имеет практическое значение для дальнейшего исследования и мониторинга процессов религиозной идентификации и ее связи с ценностными ориентациями молодежи, формирующейся в условиях мультикультурного и мультиконфессионального государства.

Ключевые слова: религиозная идентичность, ценностные ориентации, взаимосвязь, студенческая молодежь, мусульмане, христиане и др.

Биографии авторов

O. Аймаганбетова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, Алматы

(автор-корреспондент) – доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, Казахстан, Алматы, e-mail: alnara25@mail.ru

Л. Касым, Школьный совет округа Темз-Вэлли, Канада, Лондон

PhD, психолог, Школьный совет округа Темз-Вэлли, Канада, Лондон, e-mail: laura@mcdowallhealth.com

С. Жантекеев, Университет Туран-Астана, Казахстан, Астана

кандидат психологических наук, доцент Университета Туран-Астана, Казахстан, Астана, e-mail: zhantikeyev@tau-edu.kz

Б. Казиханов, Академия КНБ, Қазақстан, Алматы

Академия КНБ, Казахстан, Алматы, e-mail: berik.m@mail.ru

Э. Адилова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, Алматы

PhD, и.о. доцента кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, Казахстан, Алматы, e-mail: elnura.adilova@mail.ru

Загрузки

Опубликован

2024-03-20