ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «СЕРПІН» В УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v87.i4.07
        170 128

Аннотация

В 2014 году в Казахстане была запущена государственная программа «Мәңгілік Ел жастары – индустрияға!» – «Серпін-2050», направленная на подготовку специалистов из числа сельской молодежи из южных областей Казахстана и обеспечение ее занятости в регионе обучения. Однако анализ реализации программы показал, что многие выпускники по окончании вуза не выполняют основное требование программы -  занятость в регионе обучения. 

С целью выявления особенностей социокультурной адаптации молодежи, участвующих в программе «Серпін» было проведено социологическое исследование с применением количественных и качественных методов.

В ходе фокус-группового исследования в качестве выборки выступили студенты первого курса, принимающие участие в реализации данной государственной программы. В исследовании приняли участие студенты Павлодарского педагогического университета, Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова, Северо-Казахстанского университета им С. Козыбаева, Карагандинского университета им. Е.А. Букетова. В ходе исследования были установлены мотивы участия студентов в программе «Серпін», выполнение ее условий, уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования, материально-техническая оснащенность вузов, условия проживания в общежитии, организация досуга. Было выявлено, что участие в программе позволяет получить образовательные гранты на обучение в вузе, обеспечение местом в общежитии, трудоустройство по окончании вуза.  В тоже время в студенческой жизни встречаются много вопросов, которые не отражены в данной программе, например, питание в учебных корпусах, улучшение социально-бытовых условий, условий проживания в общежитии и др.

Проведенное исследование вносит опредленный вклад в изучение вопросов адаптации молодежи к условиям высших учебных заведений, к новым социокультурным условиям. Проведенный анализ стал основанием для более глубинного исследования вопросов эффективности государственной программы и ответственности сторон (вузов и обучающихся) по вопросам выполнения условий договора. Кроме того, результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны для руководителей департаментов по работе со студентами.

Ключевые слова: адаптация, вуз, образовательный грант, обучающиеся, государственная программа «Серпін».

Загрузки

Как цитировать

Beissenova, A. . (2023). ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «СЕРПІН» В УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 87(4), 66–74. https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v87.i4.07