ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРЕДПОЧТЕНИЕ СТРАТЕГИИ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v87.i4.02Аннотация
Понимание особенностей эмоционального интеллекта (ЭИ) у подростков как важнейшего фактора социальной адаптации и эффективности человека – основа для разработки оптимальных стратегий формирования и психологической коррекции при нарушениях эмоционально-когнитивной сферы. Цель данного исследования – определить характеристики ЭИ и регуляции эмоций (РЭ) у мальчиков и девочек в возрасте 12-15 лет при нормальном развитии. Показатели ЭИ и РИ оценивались у 54 подростков с помощью ранее адаптированных валидизированных опросников на казахском языке. Результаты исследования показали, что стратегия «переосмысления» эмоций положительно коррелирует с уровнем эмоционального интеллекта и преобладает над стратегией «подавления» эмоций в данной возрастной группе. Выявлено, что показатели ЭИ достоверно выше у девочек по сравнению с мальчиками. Таким образом, определены особенности показателей эмоционального интеллекта и предпочтения стратегии регуляции эмоций в подростковом возрасте, которые в дальнейшем при рассмотрении других возрастных групп помогут понять динамику развития эмоциональных функций. Ценность данного результата заключается в определении нормативных значений показателей ЭИ для установления отклонений от нормального развития. Выявленные корреляции эмоционального интеллекта и регуляции эмоций могут служить основанием для разработки эффективных подходов к регулированию эмоций.
Ключевые слова: онтогенез, подростковый возраст, эмоциональный интеллект, регуляция эмоций, гендер.