ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ КАЗАХСТАНА: МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v86.i3.010Аннотация
Для устойчивого социально-экономического развития страны в рамках модели «Нового Казахстана» важно обеспечение равных социальных условий качественного образования в городских и сельских школах, а также школах разной специализации.
В сфере образования Казахстана недостаточно внимания уделяется вопросу рассмотрения старшеклассников как субъектов профессионального самоопределения. Поэтому предлагаемое авторское исследование направлено на сравнительный анализ и выявление факторов, способствующих изменению профессиональных предпочтений старшеклассников средних общеобразовательных и специализированных школ. при этом основным вопросом является изучение региональных и гендерных особенностей профессиональных городов.
Результаты исследования выявили отдельные факторы, влияющие на профессиональные предпочтения школьников: высокий уровень заработной платы (92%); возможность карьерного роста (89,0%); высококвалифицированная профессия, работа (53%); профессия позволяет управлять, управлять (42,0%); дает возможность самореализоваться (41,0%); дает высокий статус в обществе (27,0%). При этом важным в данной статье представляется исследование региональных и гендерных особенностей профессионального выбора, влияние образовательного неравенства на него.
Цель работы имеет высокую значимость как в национальном, так и международном масштабе, которая обусловлена тем, что данное исследование позволит глубже и системно выявить социальные проблемы формирования профессиональных предпочтений учащихся старших классов и предложит пути их решения.
Разработанная в работе методология и инструменты могут быть использованы в дальнейших практических исследованиях по образовательному, трудовому и профессиональному поведению молодежи. Исследование процессов модернизации и цифровизации экономики и образования в Казахстане, политики занятости и поддержки отдельных направлений профессионального и высшего образования, а также жизненного опыта пандемии и онлайн-образования, ценностных представлений студентов, их семей, близкого социального окружения и профессионального Это позволяет выявить данную проблему, рассмотрев, как ожидания влияют на профессиональные предпочтения студентов.
Ключевые слова: школьники старших классов, профессия, амандық таңдау, профессиональные предпочтения, профессиональная ориентация, кәсіби бейімділіктерді зерттеу әдістемесі.