Родительская среда, воспитывающая ребенка-аутиста
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v85.i2.03Аннотация
В центре внимания статьи находится среда родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивных условиях. Рассмотрены психологические особенности
родителей детей с расстройствами аутистического спектра, взаимоотношения родителей и детей в такой семье, трудности детско-родительских отношений, а также необходимость оказания психолого-педагогической помощи и какой-либо реальной поддержки родителями в обучении ребенка навыкам социализации. Эффективность всей системной работы зависит от степени благополучия родителей, их готовности воспитывать и социально обучать своих детей. В исследовании приняли участие 76 родителей, воспитывающих аутичных детей. В исследовании использованы методы психолого-педагогического исследования: тест-анкета родительского общения (А.Я. Варга, В.В. Столин), анкета «определение воспитательных навыков у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья» (В.В. Ткачева). Достоверность и новизна результатов исследования подтверждается применением методов статистической обработки результатов психолого-педагогической диагностики. На основе анализа полученных результатов было отмечено что родители чрезмерно заботятся о своих детях, чрезмерно заботятся о мире ребенка, чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, доминирующие отношения матери к ребенку становятся основой доминирования определенных ролей в семье.
Ключевые слова: родитель, родительские отношения, ребенок с расстройствами аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, воспитание, стресс.