Гендерные аспекты профессиональной ориентации учителей в Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v84.i1.07Аннотация
Данная статья представляет определённые результаты международного исследовательского проекта Teaching and Learning International Survey (TALIS). Исследование реализуется по инициа-тиве Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). В фокусе внимания проекта TALIS находятся директора и учителя, работающие в средних школах общеобразовательной си-стемы, в независимости от форм собственности (государственные и частные школы). Казахстан также участвует в данном проекте, в числе множества стран со всего мира. Цель данной работы показать необходимость изучения социально-демографических характеристик учителей, вклю-чая возраст и гендер. Помимо того, что эти данные характеризуют общий портрет педагогов страны, следует изучать все вопросы в разрезе обозначенных признаков, выявлять мнения и оценки различных социальных групп. Для анализа вторичных данных применялись статистиче-ские методы (частотный, двухмерный, корреляционный) специальной программы по обработке данных количественных исследований SPSS. Результаты опроса учителей проекта TALIS-2018 демонстрируют положительные тенденции в плане стремления к гендерному балансу в учи-тельской профессии: проделанный анализ возрастных групп в разрезе гендера показал, что за последние годы в учительскую профессию всё больше приходит молодых мужчин. Подобный анализ позволят учитывать запросы и ожидания разных групп учителей, на основе данной ин-формации возможно принимать управленческие решения для подготовки и переподготовки пе-дагогических кадров, оценке их потребностей и в целом для целенаправленной работы по под-держке учителей.
Ключевые слова: гендерные аспекты, выбор профессии, учитель, международный проект, TALIS, мотивация, профориентация.