Психологический стресс среди преподавателей – женщин школ и университетов Центральной Азии: последствия перехода на онлайн обучение во время пандемии COVID-19
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.014Аннотация
В данной статье представлены результаты проведенного социологического исследования проблем психологического здоровья женщин-педагогов Центральной Азии во время дистанционной работы в условиях COVID-19. Исследование проведено НИИ «Социальных и гендерных исследований» при Казахском национальном женском педагогическом университете, при финансовой поддержке ООН по вопросам образования, науки и культуры. Цель эмпирического исследования – оценить уровень предпандемического и постпандемического стресса, который женщины-учителя в Казахстане и Кыргызстане испытывали в допандемический и постпандемический период, а также уровень стресса, который может возникнуть при организации работ и рабочей нагрузки. Практическая и научная значимость исследования заключается в том, что оно поможет оценить стрессы в жизни женщин-учителей Центральной Азии, и использовать результаты и рекомендации исследования для предотвращения проблем, связанных со стрессом. Согласно исследованию, 53% учителей-женщин указали, что в допандемический период они испытывали стресс из-за своей рабочей нагрузки и семейных проблем, а после пандемии пока- затель увеличился до 65%. Результаты исследования могут быть использованы исследователями гуманитарных дисциплин, изучающих факторы стресса, влияющих на психологическое здоровье женщин-учителей в период пандемии и чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: учителя из Центральной Азии, COVID-19 и учителя, психологический стресс, учителя-женщины, гендерное равенство, пандемия, дистанционное обучение.