Социально-экономические аспекты выбора высшего образования выпускниками казахстанских школ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v80.i1.13
        117 114

Аннотация

В период 30-летней независимости Казахстан не только институционально трансформировал рынок образовательных услуг, но и провел значительные законодательные и финансовые реформы. Политика национальных и государственных вузов в последнее десятилетие стала направлена на расширение приема студентов на платной основе. В статье представлены основные результаты исследования выбора вуза и доступности получения качественного образования для разных социальных групп молодежи в Казахстане. В процессе исследования было проведено интервью с родителями выпускников школ. Выборка составляет 100 респондентов. Состав семей был разнообразным: многодетные, разведенные, одинокие родители, состоящие в браке и др. Респонденты были представителями разных профессий, имели разный уровень образования и социально-экономический статус. Целью исследования – является анализ процесса формирования социально-экономически детерминированных стратегий выбора высшего образования выпускниками школ в Казахстане. Изучение данной проблемы представляет интерес с точки зрения понимания общей динамики изменений, которые происходят в казахстанском образовании. Полученные научные результаты обеспечивают релевантной и надежной информацией для уменьшения или ликвидации барьеров, характерных для молодежи «непривелигированных» групп. Выводы и рекомендации, представленные в статье применимы в планировании профориентационной работы среди старшеклассников и выпускников школ, организации информационной работы приёмных комиссий, подготовке нормативных актов и государственных программ в сфере высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, доступность образования, экономические барьеры, высшее учебное заведение, выбор специальности.

Загрузки

Как цитировать

Shnarbekova, M. K. (2022). Социально-экономические аспекты выбора высшего образования выпускниками казахстанских школ. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 80(1), 147–154. https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v80.i1.13