Исследование ценностных ориентаций казахстанских студентов на основе теории и методики базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v80.i1.01Аннотация
Данная статья посвящена исследованию ценностных ориентаций казахстанских студентов, проведенному на основе теории и методики базовых индивидуальных ценностей, предложенных профессором Иерусалимского университета Ш. Шварцем. Объект исследования – студенты Казахского национального университета им. аль-Фараби. Цель исследования: изучить социально- психологические особенности ценностных ориентаций казахстанских студентов.
Для достижения цели было проведено прикладное эмпирическое исследование с исполь- зованием «Методики измерения культурных ценностных ориентаций (SVS – Schwartz Value Survey) с помощью платформы Google Формы. На основе анализа полученных результатов исследования был сделан вывод, что ценностные ориентации представляют собой сложный социально- психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к другим, к себе. У казахстанских студентов сформированные ценности в полной мере проявляют себя в сфере нравственного сознания, нравственных поступков и личностных нравственных (духовных) свойств, но, тем не менее, существует конфликт между ценностями – идеалами и ценностями – приоритетами.
Таким образом, обращение к феномену ценностные ориентации как специальному предмету социально-психологического исследования представляется актуальным не только в теоретическом, но и в эмпирическом контексте. Такой анализ сегодня представляется особенно актуальным для дальнейшего развития казахстанского общества в обновляющихся социальных, политических, экономических, культурных условиях, вызванных произошедшими за последние дни трансформациями в стране.
Ключевые слова: студенты, социально-психологические особенности, ценностные ориен- тации, казахстанское общество.