Психологическое обеспечение инклюзивного и цифрового образования в стратегиях и образовательных программах Казахстана и Монголии

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v77.i2.09
        111 114

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления психологического обеспечения инклюзивного образования в образовательных программах Казахстана и Монголии в условиях цифровизации. Авторы акцентируют внимание на том, что стратегии и образовательные программы Казахстана и Монголии способствуют повышению профессиональной подготовки специалистов, которые увеличивают опыт инклюзивного образования в стране и за рубежом.

В рамках данного исследования была проведена комплексная диагностика учебной мотивации, личностных качеств и способностей детей с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста (ученики 3 классов). В качестве методов исследования были выбраны метод выявления приоритетных мотивов в структуре учебной мотивации по методике Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова, личностный опросник Кеттела, тест на самооценку Дембо- Рубинштейн. По результатам тестирования было выявлено, что самым значимым мотивом для учеников 3 класс был мотив позиции ученика, а самым незначимым – мотив саморазвития. Анализ показал, что успеваемость является основой самооценки интеллектуальных способностей и репутации сверстников. Это подтверждает данные о склонности младших школьников ориентироваться на показатели успеваемости при оценке личностных качеств и интеллектуальных способностей, влиянии внешней оценки на самооценку.

В статье  также  содержательно  обоснована  сущность  психологического  обеспечения в поддержке процесса продвижения детей с особыми образовательными потребностями: мигранты, репатрианты, дети национальных меньшинств, дети с особыми потребностями в социальной адаптации, в образовании на всех этапах сопровождения: диагностическом, психокоррекционном, развивающем.

В статье обобщены данные по инклюзивному образованию, представлены результаты исследований, а также дан обзор работы специалистов в этой области.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическая адаптация, индивидуальные различия, профессиональный стресс, психологические барьеры, психическое развитие.

Загрузки

Как цитировать

Razukhan, N., & Zhiyenbayeva N. В. (2021). Психологическое обеспечение инклюзивного и цифрового образования в стратегиях и образовательных программах Казахстана и Монголии. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 77(2), 72–83. https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v77.i2.09