Особенности мотивации к занятиям художественной гимнастикой у девочек дошкольного возраста
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v77.i2.06Аннотация
Уровень физического развития и здоровья детей в Республике Казахстан значительно снизился за последние десятилетия. Именно по этой причине общество сегодня уделяет пристальное внимание физическому развитию детей в дошкольном возрасте.
Физическому, психологическому, эстетическому развитию детей, в частности, девочек, начиная с раннего детства, могут способствовать занятия художественной гимнастикой, поэтому зачисление девочек в секции по художественной гимнастике начинается в настоящее время с 2,5 до 5 лет. Такое раннее включение детей в спорт требует учета особенностей мотивации девочек дошкольного возраста к занятиям спортом. Анализ публикаций по изучаемой теме показал, что этой проблемой наиболее активно занимаются российские психологи Л.Н. Рогалёва и О.А. Циммерман (2012), указывающие на противоречия во взглядах тренеров и родителей на стимулирование детей дошкольного возраста к занятиям спортом. В связи с выявленными противоречиями отмечается, что ключевой проблемой мотивации детей дошкольного возраста является ее нестабильность, мотивация у детей возникает под влиянием различных социально- психологических факторов и развивается часто непредсказуемо.
Что касается Казахстана, то проведенный анализ литературы показал, что по данной проблеме исследований в республике недостаточно, что и вызвало необходимость проведения данного исследования, посвященного непосредственно изучению особенностей мотивации у девочек дошкольного возраста.
Основной целью данного исследования стало изучение особенностей мотивации у девочек дошкольного возраста к занятиям художественной гимнастикой.
В процессе исследования, в котором приняли участие 15 девочек дошкольного возраста, занимающихся художественной гимнастикой в г. Алматы, средний возраст – 5-6 лет, имеющих стаж занятий спортом от 3 до 4 лет, было выявлено, что у 75 % процентов мотивация к занятиям спортом окрашена позитивными эмоциями, в то время как 25% выбирают грустные и нейтральные эмоции (сосредоточенности), что свидетельствует об их тревожности или напряженности на занятиях по художественной гимнастике.
Таким образом, был сделан вывод, что, начиная с дошкольного возраста, в центре внимания родителей и тренеров должно быть эмоциональное состояние девочек-художниц, как главный критерий их мотивации к занятиям спортом.
Ключевые слова: особенности мотивации, художественная гимнастика, девочки дошкольного возраста, дошкольный возраст, мотивация, теоретико-методологические подходы, зарубежные исследователи и др.