Психологическая значимость развития познавательных процессов с помощью общения у детей дошкольного возраста
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v77.i2.02Аннотация
В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований развития у дошкольников таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление через общение. Именно благодаря овладению языком простые, прямые формы действия заменяются сложными организованными функциональными структурами, а сложные формы мыслительной деятельности приобретают новые особенности и меняют механизмы их реализации. В связи с увеличением видов деятельности, ребенок, посещающий детское учреждение, начинает адаптироваться к более сложной социальной среде и через общение развивается сложная системная деятельность, направленная на развитие таких базовых познавательных процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Целью нашего исследования является изучение особенностей развития когнитивно-психологических процессов у дошкольников через общение. В исследовании принимали участие 56 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа), в том числе 29 мальчиков (51,8%) и 27 девочек (48,2%). Для диагностики познавательных процессов и коммуникативных навыков дошкольников была подобрана батарея методик: 9 методик на оценку познавательных способностей, 2 методики на оценку эмоционального состояния (понимание эмоций и уровень тревожности), а также 2 методики на особенности развития коммуникативных навыков. Для анализа связи между показателями общения и познавательных процессов использовался коэффициент корреляции Спирмена.
Ключевые слова: познавательные процессы, общение, психика, ребенок, детский сад.