Психологическая значимость развития познавательных процессов с помощью общения у детей дошкольного возраста

Авторы

  • A. M. Abilkassym Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-1699-6952
  • N. K. Toxanbayeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-7026-7902
  • H. T. Naubaeva Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Казахстан, г. Талдыкорган http://orcid.org/0000-0002-4308-2005
  • U. Sh. Zhamirova Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, Казахстан, г.Тараз http://orcid.org/0000-0001-8399-5653

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v77.i2.02

Аннотация

В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований развития у дошкольников таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление через общение. Именно благодаря овладению языком простые, прямые формы действия заменяются сложными организованными функциональными структурами, а сложные формы мыслительной деятельности приобретают новые особенности и меняют механизмы их реализации. В связи с увеличением видов деятельности, ребенок, посещающий детское учреждение, начинает адаптироваться к более сложной социальной среде и через общение развивается сложная системная деятельность, направленная на развитие таких базовых познавательных процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Целью нашего исследования является изучение особенностей развития когнитивно-психологических процессов у дошкольников через общение. В исследовании принимали участие 56 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа), в том числе 29 мальчиков (51,8%) и 27 девочек (48,2%). Для диагностики познавательных процессов и коммуникативных навыков дошкольников была подобрана батарея методик: 9 методик на оценку познавательных способностей, 2 методики на оценку эмоционального состояния (понимание эмоций и уровень тревожности), а также 2 методики на особенности развития коммуникативных навыков. Для анализа связи между показателями общения и познавательных процессов использовался коэффициент корреляции Спирмена.

Ключевые слова: познавательные процессы, общение, психика, ребенок, детский сад.

Загрузки

Опубликован

2021-07-09