Адаптация студентов первого курса к системе высшего образования (в контексте дистанционного обучения)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v76.i1.015Аннотация
В статье исследуется проблема адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе. Особое внимание, в частности, уделяется интеграции студентов, которые недавно начали свое обучение в высшей школе, в университетскую среду в контексте дистанционного обучения, то есть онлайн-обучения, которое имело место во время самоизоляции, вызванной пандемией.
Цель исследования – всесторонне рассмотреть адаптацию молодежи к высшему образованию, выявить насущные проблемы, которые возникают в ходе этого процесса, найти решения выявленных в исследовании проблем, чтобы адаптация к студенческой жизни была эффективной, быстрой и удобной. Основная идея работы – дать рекомендации по оптимизации интеграции первокурсников в академическую среду, доказав, что ряд личностных факторов и социальных факторов среды, а также некоторые методы адаптации молодежи способствуют их быстрому освоению в университетской среде.
Научная значимость исследования обусловлена комплексным изучением процесса адаптации первокурсников к высшему образованию, студенческой жизни. В статье представлен краткий обзор работ отечественных, российских и зарубежных ученых по данной теме. Практическая значимость работы заключается в том, что она может послужить основой для будущих исследований по данной теме.
В статье представлены результаты онлайн-опроса первокурсников, в результате которого были выявлены особенности адаптации студентов на первом учебном году, а также методы и факторы, которые эффективно влияют на интеграцию обучающихся.
Результаты исследования могут быть использованы в университетах, институтах, академиях при разработке программ адаптации первокурсников к системе высшего образования, а также при преподавании таких дисциплин, как социология образования, социология молодежи.
Ключевые слова: адаптация, адаптация студентов первого курса, наставничество, тренинг, консультация, дистанционное обучение.