Индивидуальный профиль асимметрии и типологические особенностей личности
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v76.i1.012Аннотация
В данной статье исследуется взаимосвязь индивидуальной асимметрии и типологических особенностей личности в юношеском возрасте, а также разрабатываются рекомендации по повышению эффективности учебной деятельности в юношеском возрасте. Исследование, в котором приняли участие в общей сложности 912 молодых людей, проводилось в три этапа. На первом этапе исследования приняли участие 357 учащихся академических лицеев (74 девушки и 283 юноши). Во второй этап исследования были вовлечены 244 учащихся профессиональных колледжей (в том числе, 218 девушек и 26 юношей) и 80 военнослужащих срочной военной службы. На третьем этапе исследования участвовал 231 студент (138 девушки и 92 юноши). Взаимосвязи, выявленные между индивидуальным профилем асимметрии и типологическими особенностями личности (когнитивный стиль и стиль деятельности, которые выражаются в прагматичности, рефлексивности, теоретическом и практическом стиле мышления, в особенностях вербального и невербального мышления, ведущей сигнальной системе, эмоциональности, образной памяти, воле, аналитических способностях, саморегуляции и др.), дали возможность сформулировать научно-обоснованные выводы о тесной связи индивидуального профиля асимметрии и типологических особенностей личности. Например, если функциональная проба “Сплетение пальцев рук” в основном связана с таким свойством личности, как легкость перехода от размышления к практическим действиям (прагматичность), то “Прицеливание” и “Аплодисменты” оказывают значительное влияние на проявление первой и второй сигнальных систем у личности. Функциональная проба “Поза Наполеона” служит важным фактором в формировании качества экстраверсии-интроверсии личности.
Ключевые слова: индивидуальный профиль асимметрии, типологические особенности личности, юношеский возраст, когнитивный стиль, учебная деятельность.