Личностная эффективность студентов вуза: описательное исследование
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v76.i1.08Аннотация
В статье рассматривается личностная эффективность в научных исследованиях в связи с возрастающим интересом к феномену самоэффективности в психологической науке. Целью данной статьи является изучение самоэффективности студентов. Особое внимание уделяется исследованиям, выявляющим взаимосвязь феномена самоэффективности с другими психологическими явлениями, такими как мотивация достижения успеха и избегание неудач, самоуверенность личности, и исследованиям особенностей самоэффективности в целом. Рассматривается сущность понятия самоэффективности, его структура, роль самоэффективности в подготовке будущих выпускников вузов, а также возможности развития самоэффективности студентов во время обучения в университете. С целью определения уровня общей самоэффективности студентов, особенностей в оценке собственной эффективности в предметной и коммуникативной деятельности были использованы методики – Шкала общей самоэффективности личности Р. Шварцеро, М. Ерусалема (адаптированная В. Ромеком); тест на определение уровня самоэффективности Дж. Маддукса, М. Шеера (модифицированная Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского), и продемонстрированы результаты исследований. Исследование позволило выявить определенные характеристики и конкретные проблемные аспекты самоэффективности студентов. Статистическая обработка и анализ результатов исследования показали, что меры по развитию самоэффективности студентов в образовательном процессе в вузе оказались эффективными. Сопоставлены и описаны особенности оценки собственной эффективности студентов, обучающихся на различных курсах специальности “Психология”. В статье доказана не только актуальность исследуемой проблемы, но и важность дальнейшего изучения профессиональных убеждений и самоэффективности для выработки рекомендаций для студентов- психологов с целью повышения их профессионального мастерства.
Ключевые слова: личностная самоэффективность, студент-психолог, предметная самоэффективность, коммуникативная самоэффективность.