Основные подходы к изучению ценностной проблематики: зарубежный опыт
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v76.i1.06Аннотация
Данная статья посвящена изучению основных теоретико-методологических подходов к исследованию ценностной проблематики. Целью статьи является проведение анализа зарубежных концепций и точек зрения на эту проблему, начиная с трудов античных философов, заканчивая исследованиями современных психологов. Научный философский взгляд на ценностную проблематику представлен анализом основных идей Г. Лотце, И. Канта, Г. Гегеля и др. Ценностная проблематика рассматривается также в контексте анализа социологических исследований, представленных трудами В. Дильтея, Э. Дюркгейма и др.
В статье проведена достаточно серьезная систематизация взглядов Э. Фромма, К. Роджерса, А. Маслоу. Ф. М. Рокича, Г. Олпорта, Г. Хофстеде, Г. Триандиса и др. Особое место отведено рассмотрению концепции ценностей, созданной Ш. Шварцем, предложившим принципиально новый подход в изучении ценностей.
Таким образом, изучение ценностной проблематики позволило сделать вывод, что с точки зрения философии, социологии, и особенно психологии ценности, ценностные ориентации можно рассматривать как регулятивные механизмы, важнейшие регуляторы поведения индивидов и общностей.
Практическая значимость статьи определяется тем, что она вносит определённый вклад в изучение ценностной проблематики, что является актуальным в связи с теми глобальными проблемами, которые сегодня переживает человечество.
Ключевые слова: ценностная проблематика, ценности, ценностные ориентации, теоретико- методологические подходы, зарубежные исследователи.