Психологический анализ образа буллеров глазами сокурсников

Авторы

  • А. S. Mambetalinа Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан
  • G. U. Utemissova Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан
  • D. G. Summers Академия инклюзии, США, г. Сиэтл
  • A. A. Amangossov Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v75.i4.01
        160 106

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме буллинга, различные формы и проявления которого можно выделить во всех сферах жизнедеятельности современной молодежи. В представленной статье  рассматривается  степень  распространенности  травли  в  высших  учебных  заведениях    г. Актобе. Целью исследования было выявление отношения респондентов в двух группах: казахской и русской к образу булли и установление различий в подходах к оценке агрессивного поведения. Нашими респондентами выступили обучающиеся бакалавриата старших курсов разных направлений обучения частного и государственного университетов г. Актобе (N=115), из них 58 были русскоязычными студентами, 57-казахскоязычными студентами, возраст (Me=18,7). Для проведения исследования была разработана анкета, посредством которой были выявлены личностные черты, которыми обладают булли. В анкете была использована биполярная шкала описания личности булли,  состоящая  из  десяти  парных  антонимов.  Испытуемые  отметили  ряд особенностей булли, такие, как «доминантность», «психологическая устойчивость». В результате эксперимента было выявлено, что существуют определенные особенности в оценке профиля булли, связанные с языковой принадлежностью респондентов. 47,5% участников русскоязычной группы отметили, что они были «сторонними наблюдателями», 27% – жертвами. В казахоязычной группе 37,1% участников подвергались издевательствам в школе, 40,4% стали свидетелями издевательств. Прим этом, в результате исследования наблюдались смешанные ответы респондентов в казахской выборке, одновременно наделявших булли противоречащими характеристиками, имеющими черты насильника и жертвы. Различия в подходах и оценке образа булли в двух выборках значительны, что требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: буллинг, семантический дифференциал, булли, студенты, доминантность, жертвы, стигматизация.

Загрузки

Как цитировать

Mambetalinа А. S., Utemissova, G. U., Summers, D. G., & Amangossov, A. A. (2021). Психологический анализ образа буллеров глазами сокурсников. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 75(4), 4–13. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v75.i4.01