Психологический анализ образа буллеров глазами сокурсников
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v75.i4.01Аннотация
Данная статья посвящена проблеме буллинга, различные формы и проявления которого можно выделить во всех сферах жизнедеятельности современной молодежи. В представленной статье рассматривается степень распространенности травли в высших учебных заведениях г. Актобе. Целью исследования было выявление отношения респондентов в двух группах: казахской и русской к образу булли и установление различий в подходах к оценке агрессивного поведения. Нашими респондентами выступили обучающиеся бакалавриата старших курсов разных направлений обучения частного и государственного университетов г. Актобе (N=115), из них 58 были русскоязычными студентами, 57-казахскоязычными студентами, возраст (Me=18,7). Для проведения исследования была разработана анкета, посредством которой были выявлены личностные черты, которыми обладают булли. В анкете была использована биполярная шкала описания личности булли, состоящая из десяти парных антонимов. Испытуемые отметили ряд особенностей булли, такие, как «доминантность», «психологическая устойчивость». В результате эксперимента было выявлено, что существуют определенные особенности в оценке профиля булли, связанные с языковой принадлежностью респондентов. 47,5% участников русскоязычной группы отметили, что они были «сторонними наблюдателями», 27% – жертвами. В казахоязычной группе 37,1% участников подвергались издевательствам в школе, 40,4% стали свидетелями издевательств. Прим этом, в результате исследования наблюдались смешанные ответы респондентов в казахской выборке, одновременно наделявших булли противоречащими характеристиками, имеющими черты насильника и жертвы. Различия в подходах и оценке образа булли в двух выборках значительны, что требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: буллинг, семантический дифференциал, булли, студенты, доминантность, жертвы, стигматизация.