ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Авторлар

  • G. A. Kenzhakimova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • K. K. Kurmanzhanova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
        124 176

Кілттік сөздер:

инклюзивное образование, альтернативное обучение, социальная интеграция, учебно­воспитетльный процесс, дети с особыми потребностями. инклюзивті білім, баламалы білім беру, әлеуметтік интеграция, оқу процесі, ерекше қажеттіліктері бар балалар.

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам инклюзивного образования на современном этапе развития цивилизации. Суть внедрения инклюзив­ного обучения состоит в придании нового, социально­педагогическо­го смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможнос­тями в образовательной практике. Особое значение приобретает не только совместное времяпровождение детей для определенного воз­раста, но и проведение совместной (игровой, учебной) деятельности. Образовательными учреждениями предусматривается несколько мо­делей совместного обучения с сохранением во всех случаях необхо­димой специализированной психолого­педагогической помощи. Речь идет об изменении образовательного процесса, придании нового, со­циально­педагогического смысла процессу интеграции детей с огра­ниченными возможностями в образовательной практике. Бұл мақалада өркениеттің дамуының қазіргі кезеңіндегі инклю­ зивтік білім беруге назар аударады. Инклюзивті білім беруді іске асырудың мәні білім беру тәжірибесінде мүгедек баланың интегра­ ция үдерісіне, жаңа әлеуметтік және педагогикалық бағыт бағдарын анықтау болып табылады. Атап айтқанда бір жастағы балалардың текқана бірге уақыт өткізгендігі емес, сонымен қатар бірлескен (ойын­дар, білім беру) қызметін жүзеге асыру болып табылады. Сондай­ақ, әр балалардың жеке даму ерекшелігіне назар аударылған. Бүгін, оқу орындары барлық жағдайларда қажетті табысты дамуы мен жетілді­ руге арналған арнайы психологиялық­педагогикалық көмекті сақтай отырып, үздіксіз және эпизодтық модельдерін ұсынады. Соның бір­ ден бірі психологиялық­педагогикалық қолдау мен әрбір білім алушы деңгейінде қажетті білім бағдарламалары туралы.

Библиографиялық сілтемелер

1 Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образова- тельного учреждения. – 2009. – № 1. – С. 42-54.
2 Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». – 2010. – С. 63-65.
3 Чуб Н. Азбука здоровья. – М., 2009. – С. 45-64.
4 Данные агентства по статистике Республики Казахстан.
5 www.unesco.org/education/educprog/sne/salamanc/stateme.html
6 Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова, И.И. Инклюзивное образование детей инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. – 2003. – С. 33-36.

1 Sabel’nikova S.I. Razvitie inkljuzivnogo obra¬zovanija / S.I. Sabel’nikova // Spravochnik rukovodi¬telja obrazovatel’nogo uchrezhdenija. – 2009. – № 1. – S. 42-54.
2 Shipicina L.M. Integracija i inkljuzija: problemy i perspektivy // Materialy rossijskogo foruma «Pediatrija Sankt-Peterbur- ga: opyt, innovacii, dostizhenija». – 2010. – S. 63-65.
3 Chub N. Azbuka zdorov’ja. – M., 2009. – S. 45-64.
4 Dannye agentstva po statistike Respubliki Kazahstan.
5 www.unesco.org/education/educprog/sne/salamanc/stateme.html
6 Jarskaja-Smirnova E.R., Loshakova, I.I. Inkljuzivnoe obrazovanie detej invalidov / E.R. Jarskaja-Smirnova, I.I. Loshakova
// Sociologicheskie issledovanija. – 2003. – S. 33-36.

Жүктелулер

Как цитировать

Kenzhakimova, G. A., & Kurmanzhanova, K. K. (2015). ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 55(4). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/261