Профессиональная позиция как компонент личности специалиста. Кәсіби айқындама маманның жеке тұлғалық компоненті ретінде
Кілттік сөздер:
профессиональная позиция, личностная пози ция, педагогпсихолог, ценности, психоэмоциональная поддержка. кәсіби айқындама, жеке тұлғалық айқындама, пе дагогпсихолог, құндылықтар, психоэмоциялық қолдау.Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы, которые позволяют го ворить о том, что профессиональная позиция есть своеобразный сплав профессионального мировоззрения и поведенческих страте гий. Анализ теоретической литературы позволил определить сле дующие требования к профессиональной позиции психолога: пси холог как личность, уверенная в своих профессиональных силах, «начинается» с безусловного самопринятия. Деятельность психолога предполагает доминирование у него гуманистической ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутреннему миру людей. При этом он должен сохранять некоторую дистанцию, чтобы избежать синдрома сгорания и коммуникативной нагрузки – способ ность к профессиональному развитию и самообразованию. Профес сиональная позиция студентапсихолога выступает как устойчивая система отношений личности к различным аспектам будущей про фессиональной деятельности, определяющая профессиональные планы и намерения, направления деятельности, профессиональное мировоззрение. Бұл мақалада кәсіби айқындаманы кәсіби көзқарастың және іс әрекет жоспарының тұтастығы қарастырылған. Теориялық әдебиет терге талдау психологтың мынадай кәсіби ұстанымдарын анықтайды: психолог жеке тұлға, өзінің кәсіби күшіне сенімді, өзінөзі қабылдауы жоғары. Психологтың ісәрекетінде адамгершілік бағыт басымды және адамның ішкі жан дүниесін түсінуге деген қызығушылық жо ғары болады. Кәсіби даму және өзіндік білімін көтеру кезінде эмо ционалдық күйзелісті болдырмау үшін белгілі бір қашықтықты сақ тау қажет. Студентпсихологтың кәсіби ұстанымы болашақ кәсіби ісәрекеттің кейбір аспектілеріне, кәсіби жоспарға, кәсіби көзқарас қа, кәсіби бағытқа жеткізетін тұрақты жүйе. Студентпсихологтың кәсіби позициясының мынандай негізгі компоненттерін көрсетеміз: жеке тұлғаға көзқарасы, мамандарға қатынасы, болашақ кәсіби іс әрекетке қатынасы. Кәсіби даярлық әрі қарай кәсіби дамудың негізі болып табылады. ЖООның оқу жүйесінде таңдаған мамандықтың ерекшеліктерімен танысады, базалық кәсіби дағдылар мен машықтар қалыптасады, болашақ кәсіби қызметінің мотивациялық құндылық тарын түсінеді.Библиографиялық сілтемелер
1 Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. – М., Мамонтов. Ч.З: П. – 1865. – 466 с.
2 Маркин В.Н. Социальное и биологическое в акмеологии развития: жизненная позиция личности как психолого – акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. 2005. – № 4 . – С. 45-50.
3 Фромм Э. Душа человека. – М.: Издательство «Республика», 1992. – 430 с.
4 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 511 с.
5 Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
6 Краснов С.И. Позиция как деятельностное выражение личностно – профессионального самоопределения // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. – М.: Б. п., 1997. – С. 34-45.
7 Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии здоровья // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 91-105.
8 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. – 324 с.
9 Кудрявцев Т.В. Профессиональная и личностная позиция психолога // Журнал практического психолога. – 2005. –№6. – С. 28-38.
10 Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 408 с.
11 Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога – воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф. дисс....доктора пед. наук.: 13.00.08 / Н.М. Борытко. – Волгоград, 2001. – 24 с.
12 Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых – М.: Просвещение, 1985. – 128 с
13 Аминов Н.А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. – 1992. – №1. – С. 74.
14 Фонарев А.В. Психология личностного становления профессионала. – М., 1998. – 248 с.
1 Dal V.I. Explanatory Dictionary of Russian language. – M., Mamontov. CH.Z: P. – 1865. – 466 p.
2 Markin V.N. The social and biological development in acmeology: Beliefs personality as psychological - akmeologу cat-egory and the phenomenon of social affirmation // World of Psychology. 2005. – № 4 . – p. 45- 50.
3 Fromm E. Human soul. – M.: Publishing house “Republic”, 1992. – 430 p.
4 Bodrov V.A. Psychology of professional suitability. – M.: PERSE, 2001. – 511 p.
5 Markova A.K. Work Psychology teacher. – M.: Prosveshchenie, 1993. – 192 p.
6 Krasnov S.I. Position as the activity-expression of personality - professional self // Problems of designing professional pedagogical position – M.: B. p., 1997. – p. 34-45.
7 Slobodchikov V.I. Anthropological principle in health psychology // Questions of psychology. – 2001. – №4.- p. 91-105.
8 Leontiev A.N. Activity, consciousness, personality. – M., 1975. – 324 p.
9 Kudryavcev T.V. Professional and personal position of psychology // Journal practical psychologist.. – 2005. – № 6. – P. 28-38.
10 Zeer E.F. modernization of vocational education: competence approach / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Simanyuk. – M.: Izd-vo MPSI, 2003. – 408 p.
11 Boritko N.M. Theory and practice of formation of a professional position of the teacher - the teacher in continuing educa-tion: Author. Diss ....the doctor ped. Sciences ..: 13.00.08 / N.M. Boritko. – Volgograd, 2001. – 24 s.
12 Kulyutkin Y.N. Psychology of adult learning – M .: Education, 1985. – 128 p.
13 Aminov N.A. Socially-psychological preconditions special abilities of school psychologists // Questions of psychology. – 1992. – №1. – P. 74.
14 Fonarev A.V. Psychology of personal formation of a professional. – M., 1998. – 248 p.
2 Маркин В.Н. Социальное и биологическое в акмеологии развития: жизненная позиция личности как психолого – акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. 2005. – № 4 . – С. 45-50.
3 Фромм Э. Душа человека. – М.: Издательство «Республика», 1992. – 430 с.
4 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 511 с.
5 Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
6 Краснов С.И. Позиция как деятельностное выражение личностно – профессионального самоопределения // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. – М.: Б. п., 1997. – С. 34-45.
7 Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии здоровья // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 91-105.
8 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. – 324 с.
9 Кудрявцев Т.В. Профессиональная и личностная позиция психолога // Журнал практического психолога. – 2005. –№6. – С. 28-38.
10 Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 408 с.
11 Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога – воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф. дисс....доктора пед. наук.: 13.00.08 / Н.М. Борытко. – Волгоград, 2001. – 24 с.
12 Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых – М.: Просвещение, 1985. – 128 с
13 Аминов Н.А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. – 1992. – №1. – С. 74.
14 Фонарев А.В. Психология личностного становления профессионала. – М., 1998. – 248 с.
1 Dal V.I. Explanatory Dictionary of Russian language. – M., Mamontov. CH.Z: P. – 1865. – 466 p.
2 Markin V.N. The social and biological development in acmeology: Beliefs personality as psychological - akmeologу cat-egory and the phenomenon of social affirmation // World of Psychology. 2005. – № 4 . – p. 45- 50.
3 Fromm E. Human soul. – M.: Publishing house “Republic”, 1992. – 430 p.
4 Bodrov V.A. Psychology of professional suitability. – M.: PERSE, 2001. – 511 p.
5 Markova A.K. Work Psychology teacher. – M.: Prosveshchenie, 1993. – 192 p.
6 Krasnov S.I. Position as the activity-expression of personality - professional self // Problems of designing professional pedagogical position – M.: B. p., 1997. – p. 34-45.
7 Slobodchikov V.I. Anthropological principle in health psychology // Questions of psychology. – 2001. – №4.- p. 91-105.
8 Leontiev A.N. Activity, consciousness, personality. – M., 1975. – 324 p.
9 Kudryavcev T.V. Professional and personal position of psychology // Journal practical psychologist.. – 2005. – № 6. – P. 28-38.
10 Zeer E.F. modernization of vocational education: competence approach / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Simanyuk. – M.: Izd-vo MPSI, 2003. – 408 p.
11 Boritko N.M. Theory and practice of formation of a professional position of the teacher - the teacher in continuing educa-tion: Author. Diss ....the doctor ped. Sciences ..: 13.00.08 / N.M. Boritko. – Volgograd, 2001. – 24 s.
12 Kulyutkin Y.N. Psychology of adult learning – M .: Education, 1985. – 128 p.
13 Aminov N.A. Socially-psychological preconditions special abilities of school psychologists // Questions of psychology. – 1992. – №1. – P. 74.
14 Fonarev A.V. Psychology of personal formation of a professional. – M., 1998. – 248 p.
Жүктелулер
Как цитировать
Toleubekova, R. K., Amanova А. К., & Tursungozhinova, G. S. (2015). Профессиональная позиция как компонент личности специалиста. Кәсіби айқындама маманның жеке тұлғалық компоненті ретінде. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 53(2). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/201
Шығарылым
Бөлім
Психология